У истоков ХХ века (к 100-летию «Весны священной»)
Аннотация
Знаменитый балет Игоря Стравинского «Весна священная»,
впервые увидевший свет в 1913 году, трактуется автором ста-
тьи как мощный прорыв в принципиально новую звуковую
реальность. В ней были зафиксированы истоки историческо-
го времени, в котором мы пребываем до сих пор. Отсюда у
Стравинского той поры такое влечение к корням бытия, что
нашло прямое выражение по трём направлениям. Интона-
ционной базой микропроцессов становится фонд предельно
кратких, элементарных попевок и особого рода мотивная
техника, отточенная до изощрённости работы над ними. Об-
ращение к микроструктурам позволило запечатлеть жизнь
подсознания, сотканную из инстинктов и первичных ощуще-
ний. Стихийность в «Весне священной» являет собой идущее
из недр природы и человеческой натуры. Она раскрывается в
формах брожения жизненных сил и взрыва раскрепощённой
энергии, не связанной контролем рассудка. В балете вопло-
щаются глубинные черты человека начала ХХ века, связы-
вающие его с корневыми, извечно-первородными формами
существования. «Язычество» репрезентируется через такие
качества, как обрядовость, пантеизм и архаика.
Ключевые слова: Игорь Стравинский, русский балет,
«Весна священная»
Полный текст:
PDFЛитература
Asaf’ev B. V. Kniga o Stravinskom [A Book on Stravinsky]. Leningrad: Muzyka Press, 1977. 280 p.
Asaf’ev B. V. O balete [On Ballet]. Leningrad: Muzyka Press, 1974. 295 p.
Vershinina I. Ya. Rannie balety Stravinskogo [Stravinsky’s Early Ballets]. Moscow Muzyka Press, 1967. 221 p.
Karatygin V. G. Izbrannye stat’i [Selected Articles]. Moscow; Leningrad: Muzyka Press, 1965. 351 p.
Stravinskiy I. F. Stat’i i materialy [Articles and Materials]. Moscow: Sovetsky Kompozitor Press, 1973. 528 p.
Kholopov Yu. N. Ocherki sovremennoy garmonii [Sketches of Contemporary Harmony]. Moscow: Muzyka Press, 1974. 287 p.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.