Музыкально-театральная трилогия о Петербурге

Yulia G. Filippova

Аннотация


В центре внимания – трилогия российского композитора Ан-
дрея Петрова: опера «Пётр I», балет «Пушкин» и опера «Мая-
ковский начинается», объединённые культурным феноменом
Петербурга. Автор осмысливает внутреннее единство произ-
ведений, обращённых к переломным моментам истории рос-
сийского государства.
В опере «Пётр I», основой которой послужили ранее на-
писанные вокально-симфонические фрески, А. Петров рас-
крывает процесс становления характера первого российского
императора в столкновении с противниками государственных
реформ. Образ показан в противоречивом сочетании гранди-
озности личности с жестокостью поступков. По динамично-
сти, многособытийности, плакатной стилистике произведе-
ние можно отнести к жанру оперы-оратории.
Балет «Пушкин» представляет яркий образец харак-
терного для Петрова синтеза искусств. Обозначенный как
вокально-хореографическая симфония, он сочетает чтение,
хореографию с вокалом, хоровой и оркестровой музыкой.
Историческая эпоха отражается в образе великого русского
поэта последних лет его жизни с предельным заострением
антагонизма личности и окружающего мира. Произведение
демонстрирует принципиально новый сценический жанр.
В опере-феерии «Маяковский начинается» главный ге-
рой выступает двойником Петра I и Пушкина в диалогах как с
героями мировой литературы, так и реальными персонажами
разных исторических измерений. «Поэт революции» пока-
зан в дружеском общении или, напротив, в бурной полеми-
ке. Опираясь на множественные музыкальные ассоциации,
А. Петров охватывает широкую стилевую амплитуду.
Произведениям присуща яркая зрелищность в её раз-
личных метаморфозах, что является важной частью демокра-
тической стилистики композитора. Синтезирование жанров
и видов искусства стало определяющей новаторской чертой
отечественного музыкального театра XX столетия.

Ключевые слова: композитор Андрей Петров, Петербург,
музыкальный театр, опера «Пётр I», балет «Пушкин», опера-
феерия «Маяковский начинается»


Полный текст:

PDF

Литература


Buganov V. Petr Velikiy i ego vremya [Peter the Great and his Time]. Moscow: Nauka Press, 1989. 188 p.

Vatsuro V., Gillel’son M., Iezuitova R., Levkovich Ya. Kommentarii [Comments]. Pushkin v vospominaniyakh sovremennikov [Pushkin in the Memoirs of his Contemporaries]. Saint Petersburg, 1999, pp. 439–524.

Demchenko A. «Chto ne podvlastno mne?..». [That is not Subject to Me? ..]. Muza Aleksandra Pushkina: esse v shesti chastyakh [The Muse of Alexander Pushkin: an Essay in Six Parts]. Saratov: Pan–Art, 1999. 120 p.

Druskin M. Andrei Petrov. Leningrad: Muzyka Press, 1980. 168 p.

Zemtsovskiy I. Slovo o Petrovykh freskakh [A Few Words on the Frescoes of the Time of Peter the Great]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1974, no. 4, pp. 10–23.

Izmaylov N. Ocherki tvorchestva Pushkina [Short Essays on Pushkin’s Work]. Moscow: Nauka Press, 1976. 340 p.

Markhasev L. Andrey Petrov [Andrei Petrov]. Moscow: Kompositor Press, 1995. 143 p.

Serdobol’skiy O. Vash Andrei Petrov [Your Andrei Petrov]. Saint Petersburg: Ivan Limbakh Press, 2010. 384 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.