Деятельность Б. Л. Яворского в Саратове: по страницам архивных материалов

Irina V. Polozova

Аннотация


Статья посвящена анализу саратовского периода научной и педагогической деятельности выдающегося отечественного музыковеда Болеслава Леопольдовича Яворского. На основе изучения архивных документов, хранящихся в Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, в работе освещается пребывание учёного в Саратове в 1916 и 1941–1942 годах. В центре исследования оказываются два эпизода из жизни Яворского: первое знакомство с Саратовской консерваторией (1916), куда он приехал в качестве председателя выпускной экзаменационной комиссии и научная и педагогическая деятельность в годы эвакуации Московской консерватории в Саратов (1941–1942). В этот период исследователь работает много и плодотворно: организует Баховский семинар, реализует масштабный проект «Творческое мышление русских композиторов от Глинки до Скрябина». Отмечается огромная помощь Сергея Владимировича Протопопова — друга и ученика Яворского, который после смерти учёного (ноябрь 1942) собрал и подготовил к публикации его рукописные труды. На основе их изучения показаны сферы научной и педагогической деятельности Яворского, дан сравнительный анализ машинописных текстов из саратовского архива с опубликованными трудами Яворского и воспоминаниями о нём. Выявлено, что саратовские документы обладают своей спецификой, а в некоторых случаях имеют значительное расхождение с опубликованными текстами. Кроме того, в статье раскрывается идея преемственности и актуальности научных работ Яворского, получающих развитие в современных музыковедческих исследованиях.

Ключевые слова: Б. Л. Яворский, С. В. Протопопов, библиотека Саратовской консерватории, Московская консерватория в Саратове, Баховский семинар, «Творческое мышление русских композиторов от Глинки до Скрябина»

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Kovnatskaya L. G. The 18th Bach Readings in St. Petersburg. Opera musicologica. 2021. Vol. 13, No. 3, pp. 96–107. (In Russ.) https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.3.006

Tsuker A. M. B. Yavorsky, I. S. Bach and Mass Music. South-Russian Musical Anthology. 2023. No. 4, pp. 47‒53. (In Russ.) https://doi.org/10.52469/20764766_2023_03_68

Vlasova E. S. “Collective of Professional Composers” as the “Primary Cell” of the Union of Soviet Composers of the USSR. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, No. 2, pp. 132–158. (In Russ.) https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.2.006

Naumenko T. I. Soviet Musicology: Pro et Contra. Work on Archival Materials of the Soviet Era. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 4, pp. 22–37. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.022-037

Dubrovskaya M. Yu., Tarasevich E. E. Leningrad Musicians in Tashkent and Novosibirsk (1940s‒1950s). Bulletin of Musical Science. 2023. Vol. 11, No. 3, pp. 184‒192. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2308-1031-2023-3-184-192

Polozova I. V. Saratov Historical and Theoretical Musicology: a History in 110 Years. The Journal of Russian Society for Theory of Music. 2022. No. 3, pp. 36–44. (In Russ.) https://doi.org/10.26176/otmroo.2022.39.3.004




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.2.100-110

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.