Арт-инсталляция как форма трансляции социально значимых смыслов

Alexandra V. Krylova

Аннотация


Связь искусства с социумом — главная тема статьи. Кратко касаясь причин данного явления, заключающихся в высокой степени коммуникативной активности современного контекста жизни, автор указывает на связь этих процессов с потребностью искусства вобрать в свою орбиту то главное, что составляет жизненно важные проблемы — экологии, войны и мира, здорового образа жизни, роли творчества и пр. Отсутствие этой связи, по мнению многих современных художников, выводит искусство за рамки актуализированных и востребованных форм его бытования. Знаком данной глобальной тенденции выступает особый интерес к документальным формам искусства, а также выход артефактов за пределы традиционных пространств — музейных и концертных залов. Следствием же становится широкое распространение перформативных форм преподнесения этих социально-значимых художественных концептов, одной из которых является инсталляция. Характеризуя энвайронментальную суть явления и прослеживая ключевые вехи исторического развития инсталляционного искусства, автор статьи указывает на генетическую его приверженность к отражению социально-значимой тематики. При рассмотрении разных примеров инсталляционных артефактов отмечается их предрасположенность к синтезу искусств. В статье акцентируется, что введение музыкальной составляющей в палитру средств не просто усиливает эффект воздействия на слушателя, но придаёт целому, в силу процессуальных свойств музыки, эффект театрализации, возникающий в процессе освоения публикой инсталляционных художественно организованных пространств. Анализируя с этой точки зрения примеры инсталляционных конструктов, расположенных в городских ландшафтах, автор подводит к мысли о том, что естественным следствием отмеченных процессов становится возникновение художественно-преподносимых инсталляций. В качестве одного из возможных примеров такого рода выступает инсталляция Хайнера Геббельса «Всё, что произошло и могло произойти» на тексты Патрика Оуржедника «Europeana: краткая история двадцатого века». Ключевой установкой анализа всей совокупности примеров становится выявление новых форм участия зрителя в процессе восприятия. Проходя через лиминальное состояние, он оказывается соучастником конструирования смыслов, и в этом процессе их активного постижения и поиска с высокой степенью силы и глубины принимает на себя сложные проблемы современной социальной жизни.
Ключевые слова: инсталляция, социум, перформанс, синтез искусств


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Shornikova A. V. Documentation Activities in the Opera Theater of the Turn of the 20th and 21st Centuries: Concerning the Issue of Formation. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2019. No. 3, pp. 130–138. (In Russ.) https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.130-138

Shornikova A. V. About the Influence of the Performative Features of the Avant-garde Theater on Documentary Opera. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 1, pp. 186–194. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2782-3598.2022.1.186-194

Bokhorov K. Yu. Installation in the Post-internet Era. The Art and Science of Television. 2019. No. 15.2, pp. 169–182. (In Russ.) https://doi.org/10.30628/1994-9529-2019-15.2-169-182

Krylova A. V. Acousmatic Sound in Multimedia Installations. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2021. No. 3, pp. 63–75. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.063-075

Krylova A. V. Performative Installations: Virtuality in Reality. Art and Culture Studies. 2020. No. 3, pp. 90‒105. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2226-0072-2020-00045




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.169-181

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.