Взгляд на криптофонию в цикле Александра Райхельсона «Шесть переводов из Вилли Мельникова» для терменвокса и фортепиано

Irina V. Koposova

Аннотация


Техника криптофонии, сформировавшаяся в 1990-х, является редким примером отечественного ноу-хау в области новейших методов сочинения музыки. Её суть связана с последовательным перекодированием словесного текста в музыкальный на основе избираемой автором системы звукобуквенных соответствий. Особенности данной техники в общих чертах уже описаны, однако анализ связанных с ней сочинений не утрачивает своей актуальности, поскольку позволяет расширять представление о криптофонии и её потенциале. Объектом изучения в статье стал цикл для фортепиано и терменвокса «Шесть переводов из Вилли Мельникова» (1996), один из первых криптофонических опусов Александра Райхельсона. В статье отмечены особенности поэзии Мельникова, проанализированы принципы работы композитора с ней и установлено, что его подход определяется содержанием и объёмом стихов. Краткие тексты, фиксирующие один образ (№ 1, 3, 4, 5), превращены в инструментальные миниатюры при помощи более простого шифра (хроматического или диатонического звукоряда, расходящегося от определённого тона), в них соблюдён синтаксис текста, используется гомофонная фактура. Номера, производные от протяжённых стихов (№ 2 и 6), имеют полимелодическую фактуру, линии которой порывают связь со словом; в них применено по два шифра, имеющих индивидуальное устройство. В ходе изучения цикла также выявлены элементы звукоизобразительности, возникающие в «Шести переводах» на разных уровнях — от особенностей организации шифра, фактурных закономерностей до передачи голоса поэта средствами тембра терменвокса. Предпринятый анализ раскрывает богатство возможностей, заложенных в технике криптофонии, и убеждает, что действие принципа перекодировки, лежащего в её основе, не ограничивается нахождением системы звукобуквенных соответствий, а, охватывая разные слои, устанавливает многочисленные связи между музыкой и породившим её текстом.
Ключевые слова: криптофония, современные техники композиции, Александр Райхельсон, Вилли Мельников, терменвокс


Полный текст:

PDF

Литература


Melnikova E. V. Word, Music and Gesture in Piano Opus Volokos by Ivan Sokolov. Opera musicologica. 2020. Vol. 12, No. 2, pp. 25–41. (In Russ.) https://doi.org/10.26156/OM.2020.12.2.002

Yuferova O. A. The Phenomenon of Code and its Mechanisms of Musical Incarnation. Journal of Musical Science. 2022. Vol. 10, No. 3, pp. 16–25. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2308-1031-2022-3-16-25

Panteleeva Yu. N. “The Magic of Repetition” in Iraida Yusupova’s Music. Problemy muzykal′noi nauki / Music Scholarship. 2021. No. 4, pp. 25–33. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.025-033

Petrov V. O. Ivan Sokolov’s Triptych About Cage: on the Problem of Synthesis of Music and Text. PHILHARMONICA. International Music Journal. 2019. No. 6, pp. 17–21. (In Russ.) https://doi.org/10.7256/2453-613X.2019.6.31458

Zadneprovskaya G. V. Aesthetics of Conceptualism in the Works of Iraida Yusupova. Art Education and Science. 2023. No. 3, pp. 36–47. (In Russ.) https://doi.org/10.36871/hon.202303036




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.091-104

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.