Влияние онтологии православного искусства на музыку и иконопись
Аннотация
Социальный институт Православной Церкви проникает во все стороны творчества (иконопись, церковное пение, церковное действие), поддерживая неповторимое мышление. Однако целостность этого мышления становится понятной только сегодня. Методы иконографии, музыковедения, певческой палеографии, внимательное чтение богословских высказываний Иоанна Дамаскина, Отцов Церкви, анализ историографии творчества таких авторов, как отец Павел Флоренский, Юрий Лотман, Алексей Лидов, Сергей Аверинцев, Николай Михальцов, позволяют понять глубинную онтологию православного искусства. Автор статьи полагает, что концепция Иоанна Дамаскина, выраженная в понятии перихорисис, отражающем идею «взаимообмена энергиями», должна трактоваться не только христологически, но и как важнейшая онтологическая основа всего наследия, сопровождающего богослужение. Именно перихорисис обеспечивает синергию художественных средств: в единстве сливаются цветовое решение образов и цветовая модель текста песнопения к иконе, мелодические формулы распева. Благодаря этому формируется уникальный комплекс приёмов-регуляторов выразительности храмового искусства, оказывающих воздействие и на искусство современное. В статье приведены примеры такого влияния в творчестве Георгия Свиридова.
Ключевые слова: онтология православного искусства, иконография, цветопередача текста стихиры, мелодические формулы, Георгий Свиридов
Полный текст:
PDF (English)Литература
Mikhaltsov N. N. The Christological Argumentation of the Rev. John of Damascus in the Context of the Philosophy of Icon Worship. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Right. 2020. Vol. 45, No. 1, pp. 81‒87. (In Russ.) https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-1-81-87
Alekseeva G. V. The Image of the Mother of God “Life-Giving Source” in the Icon Painting and Singing Tradition: a Profound Synergy of Expressive Means. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2021. No. 4, pp. 16–24. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.016-024
Alekseeva G. V. Towards the Ontology of Orthodox Christian Art. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 3, pp. 59–69. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2782-3598.2022.3.059-069
Alekseeva G. V. The Inexhaustible Resources of Church Art. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020, No. 4, pp. 59‒67. (In Russ.) https://doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.059-067
Kopyryulina O. M. The Semantics of Color Terms in the Lyrics of S. A. Yesenin and E. Verharn. Neophilology. 2021. Vol. 7, No. 26, pp. 320‒327. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-26-320-32729
Veikou M. Which Interdisciplinarity? Reinvigorating Theory and Practice as an Opportunity for Byzantine Studies. The 24th International Congress of Byzantine Studies. Venezia: Edizioni Ca’Foscari, 2022, pp. 235‒256. https://doi.org/10.30687/978-88-6969-590-2/014
DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.037-051
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.