Научная деятельность Государственного музыкально- педагогического института имени Гнесиных в первое десятилетие его работы

Tatiana I. Naumenko

Аннотация


На основе документов, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства, автор статьи освещает исторический контекст открытия в 1944 году музыкального вуза научно-методического профиля, а также даёт оценку первому десятилетию его работы. Как характерная особенность отмечается отсутствие ярко выраженного «периода становления», поскольку деятельность Государственного музыкально-педагогического института (ГМПИ) имени Гнесиных опиралась на полувековой опыт функционирования гнесинских учебных заведений. Рассматриваются вопросы активного развития музыкально-теоретического образования трёхуровневой системы (от школы до училища и вуза), формирования жанров музыковедческой литературы, сотрудничества коллектива нового учебного заведения с Московской консерваторией и др. Автор статьи подчёркивает, что созидательная научно-методическая работа под руководством Елены Фабиановны Гнесиной носила целенаправленный характер. На протяжении десятилетия сложилась учебно-методическая база профессионального музыкального образования всей страны. За короткое время деятельность института приобрела всесоюзный масштаб, тем самым ГМПИ имени Гнесиных стал выдающимся проектом времени.
Ключевые слова: Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, музыкальное образование в Советском Союзе, Елена Фабиановна Гнесина, музыковедческие исследования, профессиональное музыкальное образование


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Zakharenkova E. I. In the Class of Elena Fabianovna Gnesina. Prepodavatel XXI vek / Educator in the 21st Century. 2020. No. 2-1, pp. 192–202. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2073-9613-2020-2-192-202

Adishchev V. I. Formation of a Three-Level Structure of Domestic Music Education (the 1920s). Musicology. 2019. No. 10, pp. 3–11. (In Russ.) https://doi.org/10.25791/musicology.10.2019.949

Naumenko T. I. Soviet Musicology: Pro et Contra. Work on Archival Materials from the Soviet Era. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 4, pp. 22–37. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.022-037

Belyak D. V. Under the Sign of the Gnesins’ House: Marking the Anniversary of Prof. Malinkovskaya. Contemporary Musicology. 2022. No. 3, pp. 43–57. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2587-9731-2022-3-043-057

Belogurova L. M. Gnesin Ethnomusicology in Personalities: Tatiana Nikolaevna Kazanskaya. Scholarly Papers of the Gnesin Russian Academy of Music. 2022. No. 3, pp. 37–50. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2227-9997-2022-3-42-37-50

Panteleeva Yu. N. On N. S. Gulyanitskaya’s Scientific Creation. Contemporary Musicology. 2023. No. 1, pp. 20–42. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-1-020-042

Aleev V. V. My Academic Advisor Natalia Sergeevna Gulyanitskaya. Contemporary Musicology. 2023. No. 1, pp. 43–55. (In Russ.) https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-1-043-055




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.024-036

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.