Книга художников Павла и Натальи Мартыненко «Рукопашный танец»: опыт рецептивной эстетики

Zehuan Huang

Аннотация


Книга художника — специфический объект искусства, представляющий выходящее за рамки книгопечатанья авторское высказывание, в котором может присутствовать как текст, так и изображение. В центре внимания статьи — книга «Рукопашный танец. История любви и соперничества, объективно отражённая в документах и схемах, где причудливо сплелись два искусства: музыкально-хореографическое и военно-рукопашное» (2010), созданная российскими художниками Павлом и Натальей Мартыненко, которая рассматривается в ракурсе рецептивной эстетики. В издание включены архивные документы, фотографии, рисунки и схемы. На основе изучения этих материалов автор статьи интерпретирует художественный замысел книги в философском ключе. В данном арт-объекте реализуется установка, согласно которой жизнь есть танец. При этом процесс саморазвития включённой в такую жизнь личности предстаёт в непрестанном в борении как с собой, так и с обстоятельствами, что помогает лучше понять название сочинения. Книгу открывают и завершают нотные страницы, переписанные от руки безымянным любителем музыки в начале XX века. Подобное художественное решение направляет к пониманию музыки античными мудрецами. В частности, для пифагорейцев музыка выступала в качестве своего рода «нити Ариадны», которая определяла путь к тайнам бытия, приобщая человека ко всеобщей гармонии и обеспечивая таким образом возможность действовать в унисон с космическими вибрациями. Апеллируя к мнению Б. Асафьева, который считал, что жест наряду с мимикой и танцем служит точкой отсчёта в создании музыкальной речи, автор приходит к выводу, что героев, оживающих на страницах книги художника, ведёт по жизни музыка.

Ключевые слова: рукопашный танец, книга художника, Павел и Наталья Мартыненко, танец как мышление, музыка как игра


Полный текст:

PDF

Литература


Aniukhina A. S. History of Book Art in Russia. International Research Journal. 2020. No. 8, Part 3, pp. 127–132. (In Russ.) DOI: 10.23670/IRJ.2020.98.8.093

Koroleva N. E., Sergienko V. V. Features of the Process of Developing Coordination Skills and Abilities in Choreography Pedagogy. Art and Education. 2022. No. 4, pp. 178–185. (In Russ.) DOI: 10.51631/2072-0432_2022_138_4_178

Volkova P.S., Shakhovsky V. I. Spirituality in the Aspect of Art. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 187‒198. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.187-198

Osintseva N. V. Philosophical Consideration of Modern Social Dance. Manuscript. 2021. Vol. 14, Issue 4, pp. 780–784. (In Russ.) DOI: 10.30853/mns210133

Osintseva N. V. Dance in the of Alain Dadiou’s Philosophy. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No 4, pp. 31–34. (In Russ.) DOI: 10.24158/fik.2021.4.4




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.214-224

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.