Любовь и искусство: диалектика взаимосвязи

Valery E. Kuleshov, Nadezhda A. Tsareva

Аннотация


Цель статьи — выявление диалектики любви и искусства, их взаимной детерминации. Появление и развитие самосознания дистанцировало homo sapiens от «братьев меньших» — и там, где было лишь половое влечение, заложенное природой, человек сотворил любовь как смысложизненную ценность, которая в искусстве, особенно в художественной литературе и музыке, является доминирующей темой. Отношения мужчины и женщины, названные любовью, становятся таковой во взаимном стремлении сделать друг друга счастливыми. Сложность их интеллектуального и чувственного миров реализацию этого стремления превращает в творческий процесс. Так создаётся «жизненное произведение», имеющее эстетическую ценность. В подобных случаях напряжённость чувств для художника становится той «музой», которая вдохновляет его браться за перо и создавать произведение искусства. Художественное произведение, показывая уникальность и красоту человеческих чувств, транслирует их в мир и превращает в достояние культуры. Так как любовь — не дар природы, а результат образования и воспитания человека, искусство является фактором, формирующим эмоциональную сферу сознания читателя, слушателя через погружение его в переживания героев. Так любовь и искусство, воздействуя друг на друга, увеличивают потенциал добра и красоты в мире.

Ключевые слова: любовь, искусство, творчество, чувства, смысл жизни, самосознание, образование, нравственность


Полный текст:

PDF

Литература


Dyagileva M. V. The Phenomenon of Love in the Context of a Civilizational Crisis. Commentary on Chapter 15 of the Ways and Power of Love by Pitirim Sorokin. Concept: Philosophy, Religion, Culture. 2022. Vol. 6, No. 2, pp. 20‒28. (In Russ.) DOI: 10.24833/2541-8831-2022-2-22-20-28

Serikov V. V., Pivovarova E. V. “Free Creativity” as Means to Overcome Urgent Problem of Estrangement in the Modern World. Manuskript. 2021. Vol. 14, Issue 8, pp. 1653‒1658. (In Russ.) DOI: 10.30853/mns210295

Vdovichenko E. A., Lushnikova G. I. The Discourse of Love in Fiction (Based on the Material of Eric Schmitt’s Novel Les Perroquets de la place d’Arezzo). Philology and Human. 2019. No. 3, pp. 129–143. (In Russ.) DOI: 10.14258/filichel(2019)3-10

Babenko L. G., Elston-Biron A. V. Discourse “Declaration of Love”: Problem of Automatic Identification (Works of A. P. Chekhov). Nauchnyi Dialog [Scientific Dialogue]. 2021. Vol. 1, No. 7, pp. 9‒26. (In Russ.) DOI: 10.24224/2227-1295-2021-7-9-26

Kuleshov V. Y., Tsareva N. A. Love: The Dialectic of Emotional, Rational and Moral Factors. Meždunarodnyj naučno-issledovatel'skij žurnal / International Research Journal. 2022. No. 7, pp. 179–185. (In Russ.) DOI: 10.23670/IRJ.2022.121.7.031

Maykova V. P., Molchan E. M., Gavva R. V. The Philosophy of Love in Russian Literature and the Importance of Its Assimilation for the Formation of a System of Life Values. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Philosophy. 2022. No. 1, pp. 23–31. (In Russ.) DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-23-31

Sokol A. V. Discourse of First Romantic Love: Gender Scenarios. Interaction. Interview. Interpretation. 2021. Vol. 13, No. 4, pp. 68–91. (In Russ.) DOI: 10.19181/inter.2021.13.4.4




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.199-213

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.