Из истории ранних гнесинских экспедиций на Русский Север (1950–1970-е годы)
Аннотация
Статья представляет собой краткий экскурс в историю гнесинских фольклорных экспедиций на Русский Север. Начало полевого обследования севернорусских территорий и формирования фонда музыкально-этнографических материалов по этому региону относится ко времени создания в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных Кабинета народной музыки (1958). Его руководителем стал известный фольклорист В. И. Харьков, который в 1950–1970-е годы определял маршруты и методику экспедиционной работы. Под его началом коллективно и планомерно с 1959 года изучались традиции Кировской области. В иные севернорусские зоны направлялись единичные экспедиции с участием специализирующихся на музыкальном фольклоре музыковедов: И. А. Истомин исследовал бассейны рек Северной Двины, Ваги, Мезени (Архангельская область), К. М. Бромлей — верхнее Поволжье.
Важную роль в освоении гнесинцами музыкально-фольклорных традиций Русского Севера сыграл крупнейший отечественный этномузыколог Е. В. Гиппиус. С середины 1960-х годов он курировал полевую и научно-исследовательскую работу Б. Б. Ефименковой по изучению причетной культуры восточной Вологодчины, в 1970-х инициировал проведение экспедиций Е. Б. Резниченко на реке Онеге в Архангельской области, завершившихся открытием традиций Поморья. Сплошное обследование этих территорий и массовая фиксация материала позволили осуществить структурно-типологическую и ареалогическую интерпретацию вологодской и поморской причетных традиций.
Важнейшим результатом ранних гнесинских экспедиций на Русский Север стали опубликованные собрания музыкального фольклора разных жанров и целый ряд научных, в том числе диссертационных, исследований по традиционной культуре региона.
Ключевые слова: Русский Север, музыкально-этнографические экспедиции, фольклорный архив Российской академии музыки имени ГнесиныхПолный текст:
PDF (English)Литература
Biteryakova E. V. Vladimir Kharkov: Correspondence with Klyment Kvitka. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, No. 1, pp. 184–218. (In Russ.) DOI: 10.26156/OM.2022.14.1.012
Biteryakova E. V., Gilyarova N. N. Klyment Kvitka in the History of Ethnomusicology: To the 140th Anniversary of His Birth. Opera musicologica. 2020. Vol. 12, No. 3, pp. 79–108. (In Russ.) DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.005
Biteryakova E. V. Arkhangelsk Materials in the Funds of the Klyment Kvitka Folk Music Research Center (General Characteristics). Opera musicologica. 2023. Vol. 15, No. 1, pp. 126–150. (In Russ.) DOI: 10.26156/OM.2023.15.1.007
Nikitina I. A. The Tradition of Male Singing in the Mezen River Basin. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, No. 1, pp. 10–33. (In Russ.) DOI: 10.26156/OM.2022.14.1.002
Podrezova S. V., Shvets T. V. The Liturgical Singing Tradition of the Old Believers Priests of the Village of Koida (Based on the Materials of the Pushkin House Expedition in 1975 and 1976). Opera musicologica. 2021. Vol. 13, No. 4, pp. 6–36. (In Russ.) DOI: 10.26156/OM.2021.13.4.001
Belogurova L. M. Borislava Efimenkova’s Research of Northern Russian Lamentations as the Beginning of the Ethnomusicological Science of the Gnesins’ Institute. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2023. No. 3, pp. 102–111. DOI: 10.56620/2782-3598.2023.3.102-111
Ivanova M. N. Versions of the Lyrical Song “Lad’s Dream” in the Folklore Traditions of Russia: Historical and Typological Assessment”. Opera musicologica. 2020. Vol. 12, No. 2, pp. 42–62. (In Russ.) DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.003
DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.165-176
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.