Трактовка жанра в опере «Невиновность» Кайи Саариахо

Elena V. Kiseyeva, Emma S. Korotkiyeva

Аннотация


Идея обновления оперного жанра нашла яркое претворение в многочисленных произведениях, авторами которых являются выдающиеся композиторы современности Джон Адамс, Луи Андриссен, Тан Дун, Стив Райх, Филип Гласс, Джон Кейдж, Кайя Саариахо и многие другие. В их сочинениях обнаружились трансформации, обусловленные нарушением в драматургии причинно-следственных связей, включением смысловых разрывов, прерывающих линейность повествования, а также отказом от коммуникативной функции слова в пользу музыкальности его звучания. В некоторых произведениях кардинально изменился характер взаимоотношений между автором, исполнителем и зрителем, что привело к разрушению установившихся жанровых норм.

Предметом исследовательского интереса в данной статье выступили жанровые эксперименты, представленные в новой опере Кайи Саариахо «Невиновность» (2018). В них как в зеркале получила отражение гораздо более обширная и серьёзная научная проблема — трактовка оперного жанра в начале XXI века. Новизна исследуемого произведения определена соединением в нём оперы и триллера. Специфика построения либретто и музыкальной драматургии, трактовка вокальных и хоровых партий направлены на создание характерного для триллера длительного эмоционального нагнетания и погружения зрителей в состояние тревоги и страха.

Ключевые слова: современный музыкальный театр, новейшая опера, литературный триллер, оперы Кайи Саариахо, «Невиновность»


Полный текст:

PDF

Литература


Kiseyeva E. V. Screen Images in Contemporary Opera: Concerning the Issue of the Genre’s Renewal at the Turn of the 20th and 21st Centuries. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 3, pp. 96‒102. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3.096-102

Krom A. E. David Lang’s Postminimalist Musical Theater. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2022. Vol. 12, No. 3, pp. 432–448. (In Russ.) DOI: 10.21638/spbu15.2022.302

Krylova A. V. The New Ideology of Musical Theater and its Manifestation in the Works of Heiner Goebbels. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2019. No. 4, pp. 225–234. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.4.225-234.

Chupova A. G. “Infinito Nero” by Salvatore Sciarrino: On the Phenomenon of “Invisible Action”. PHILHARMONICA. International Music Journal. 2020. No. 1, pp. 36–49. (In Russ.) DOI: 10.7256/2453-613X.2020.1.31255

Shornikova A. V. Time and Space in the Opera “Doctor Atomic” by John Adams: to the Problem of Performativity. South-Russian Musical Anthology. 2021. No. 4, pp. 45–50. (In Russ.) DOI: 10.52469/20764766_2021_04_45.

Saamishvili N. N. Kaija Saariaho’s Innocence: Between a Thriller and a Mural. Opera in Musical Theater: History and Present Time. Proceedings of the 5th International Conference, November 22–26, 2021, ed. by Irina Susidko, at al. Moscow, Gnesin Russian Academy of Music, 2023. Vol. 2, pp. 263–276. (In Russ.) DOI: 10.56620/978-5-8269-0307-0-2023-2-263-276




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.128-141

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.