Оперное творчество Майкла Наймана: художественные идеи и принципы их музыкального воплощения

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация


В статье изучается художественная концепция ряда опер Майкла Наймана и формирование их смыслового пространства в рамках имманентно музыкальной структуры текста. Отмечается, что сочинения композитора принадлежат к постминималистскому музыкальному театру и довольно часто основываются на документалистике. Несмотря на разнообразие затрагиваемых проблем — клонирование и научный расизм во «Встрече с Гойей», авторское право в «Письмах, загадках и исках», искажённое восприятие реальности в «Человеке, который принял свою жену за шляпу» и в «Любовь имеет значение», мировоззренческие различия в опере «Мужчина и мальчик: дада», — метатемой оперного творчества Наймана становится сама музыка и — шире — искусство и его преобразующая сила. В статье особое внимание уделяется работе композитора с «чужим» материалом. В качестве ведущего выделяется приём деконструкции, показывается, каким образом он способствует выявлению художественных смыслов. Так, свободная перекомбинация сегментов шумановской песни «Я не сержусь» приводит к эффекту «стирания» оригинала, раскрывая суть болезни профессора П. в «Человеке, который принял свою жену за шляпу». Вертикализация сегментов баховского хорала в опере «Любовь имеет значение» олицетворяет невозможность выстраивания синтагматических связей в сознании Пэтси. Обработка моцартовского материала в «Письмах, загадках и исках» выявляет его внутреннее родство с минимализмом, благодаря чему проблема плагиата становится нерелевантной. Коллаж стилистически разнородного музыкального материала в опере «Мужчина и мальчик: дада» служит аналогом концепции мерц, разработанной художником Швиттерсом. 

Ключевые слова: Майкл Найман, современный музыкальный театр, «Человек, который принял свою жену за шляпу», «Письма, загадки и иски», «Встреча с Гойей», «Мужчина и мальчик: дада», «Любовь имеет значение», деконструкция, остранение


Полный текст:

PDF

Литература


Shornikova A. V. The Performative Features of Steve Reich’s Documentary Musical Video Theater. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 2, pp. 27‒36. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.2.027-036

Shornikova A. V. Artistic and Documentary Practices in Contemporary Music Theatre (on the Example of John Adams and Steve Reich’s Works). South-Russian Musical Anthology. 2019. No. 4, pp. 26‒33. (In Russ.) DOI: 10.24411/2076-4766-2019-14004

Shornikova A. V. M. Nyman’s Chamber Opera or the Story of the Man Who Mistook His Wife for a Hat. South-Russian Musical Anthology. 2018. No. 3, pp. 67‒72. (In Russ.) DOI: 10.24411/2076-4766-2018-13010

Kiseyeva E. V. Screen Images in Contemporary Opera: Concerning the Issue of the Genre’s Renewal at the Turn of the 20th and 21st Centuries. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 3, pp. 96‒102. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3.096-102

Denisov A. Criteria of Plagiarism in Musical Art: Historical Aspect of the Problem. South-Russian Musical Anthology. 2022. No. 1, pp. 41–46. (In Russ.) DOI: 10.52469/20764766_2022_01_41




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.092-107

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.