Полистилистика как фактор музыкального формообразования

Liudmila P. Kazantseva

Аннотация


В статье рассматриваются особенности формообразования, которые обусловливаются применением полистилистики как интонационно-стилевых взаимодействий в музыкальном произведении. Полистилистика направлена на усиление контраста. Вскрываются резервы музыкальных форм, генетически расположенных к контрасту, в том числе полистилевому: сюитного и сонатно-симфонического циклов, контрастно-составной формы, вариаций (опуса с коллективным авторством или собрания стилизаций), рондо и других рондальных форм. В сонатной форме благодатной почвой полистилистики стала каденция. Отзывчивыми на попытку соотнесения далёких стилей (нередко старинной музыки и современного авангарда) оказались даже не склонные к контрасту простая форма и период. Для нейтрализации центробежных сил полистилистики понадобился немалый арсенал средств объединения формы: тональный план, однократное или многократное репризирование, «форма второго плана», интонационная близость стилево дистанцированных тем, синтезирование тематизма, иерархичное структурирование. В статье проводится мысль о том, что полистилевое наполнение музыкальной формы призвано решать серьёзные художественные задачи.

 

Ключевые слова: полистилистика, стиль, музыкальная форма, заимствование, контраст

Полный текст:

PDF

Литература


Subbotin I. A. Polystylistics as a Principle of Thinking in the Works of Vladimir Mishle. PHILHARMONICA. International Music Journal. 2018. No. 1, pp. 32–36. (In Russ.) DOI: 10.7256/2453-613X.2018.1.25853

Bashmakova N., Hudak K. The Principle of Polystylistics of Frank Angelis (on the Example of the “B. B. (Brel – Bach)” Suit). Humanities Science Current Issues. 2020. Vol. 1. Issue 33, pp. 4–7. DOI: 10.24919/2308-4863.1/33.215693

Afanasov O. Yu. Interpreting of Schnittke’s Artworks Through Bakhtin’s Concept (Under the Article by G. Dixon “Polystylism as Dialogue: Interpreting Schnittke Through Bakhtin”). Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2020. No. 52, pp. 149–155. (In Russ.) DOI: 10.31773/2078-1768-2020-52-149-155

Stogniy I. S. Chorale Es Ist Genug: from J. S. Bach to E. Denisov. Scholarly Papers of the Gnesin Russian Academy of Music. 2022. No. 4, pp. 20–32. (In Russ.) DOI: 10.56620/2227-9997-2022-4-43-20-32

Korobeinikov S. S. Gubaidulina and Tanonov: in Dialogue with Popmusic. Journal of Musical Science. 2020. Vol. 8, No. 2, pp. 131–143. (In Russ.) DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10031

Lozovsky A. M. Some Aspects of Working with Classical Music in the Context of Jazz Compositions for Piano. South-Russian Musical Anthology. 2021. No. 3, pp. 24–31. (In Russ.) DOI: 10.52469/20764766_2021_03_24

Presnyakova I. A. “Variations on Variations”: History of the Jazz Transformations of the Allegretto from Beethoven’s Seventh Symphony. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 2, pp. 34‒42. (In Russ.) DOI: 10.33779/2782-3598.2022.2.034-042

Stetsiuk B. Contemporary Piano Jazz: Typical Stylistics and Individual Representations. South-Russian Musical Anthology. 2018. No. 4 (33), pp. 87–90. (In Russ.) DOI: 10.24411/2076-4766-2018-14014

Grigoryeva G. Beethoven — Schnittke: “Polystylistic Field” of Violin Cadenza. Journal of Moscow Conservatory. 2018. No. 3 (34), pp. 108–119. (In Russ.) DOI: 10.26176/mosconsv.2018.34.3.03




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.071-091

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.