Струнные квартеты С. И. Танеева в аспекте взаимодействия фактуры и жанра

Tatiana N. Krasnikova

Аннотация


Статья посвящена анализу фактуры как важнейшей составляющей стиля струнных квартетов С. Танеева. До настоящего времени в отечественном музыковедении фактура камерно-инструментальной музыки композитора не являлась предметом специального изучения, что обусловливает актуальность избранной темы. Цель статьи — определить специфику жанра, проявившуюся на фактурном уровне художественно-организованной целостности квартета, что может пролить свет на область его эволюции в творчестве Танеева. В соответствии с целью решаются следующие задачи: установить соотношение фактуры с формой, исследовать способы её взаимодействия с тематизмом, выявить наиболее характерные признаки индивидуального авторского стиля, рассмотрев их в аспекте процессов фактурообразования. Автор приходит к выводам о значении фактуры в становлении стиля квартетов. Отмечается, что сочинения вбирают в себя различные типы полифонического и гомофонного изложения музыкального материала, его пластовые разновидности, а также модуляционные процессы в области фактуры, основанные как на гибкости её переходов, так и на эффектах внезапности и неожиданности. Оба типа фактурных модуляций являются отличительной чертой творческой манеры С. Танеева, которая неразрывно связана с этапами становления формы.

Ключевые слова: струнный квартет, Сергей Танеев, фактура, полифония, гомофония, имитация, контрапункт, жанр, стиль, цикл

Полный текст:

PDF

Литература


Prykhodꞌko I. M. Theory of Imitation in a Historical Context. Opera Musicologica. 2020. Vol. 12, No. 5 (SI), pp. 8–25. (In Russ.) DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.001

Belyak D. V. The Symphonic and Suite Traits in Piotr Tchaikovsky’s Piano Concertos. Problemy muzykalꞌnoi nauki / Music Scholarship. 2021. No. 1, pp. 163–172. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2021.1.163-172

Demeshko G. A. Quartet Polyphony as an Environment for Intramusical Communication. Journal of Musical Science. 2022. Vol. 10, No. 1, pp. 16–27. (In Russ.) DOI: 10.24412/2308-1031-2022-1-16-27

Sokolvyac N. L. About Innovations in Domestic String Quartets the Last Third XX — the Beginning of the XXI. Bulletin of Musical Science. 2018. No. 4 (22), pp. 43–48. (In Russ.) DOI: 10.24411/2308-1031-2018-00064

Thereshchenko V. P. The Influence of Taneev’s Stylistic Principles on Russian Choral Music of the 20th Century. Arts Education and Science. 2020. No. 2 (23), pp. 75–80. (In Russ.) DOI: 10.36871/hon.202002009

Gulyanitskaya N. S. Rachmaninoff’s High Culture of “Conservatism”. Scholarly Papers of Gnesin Russian Academy of Music. 2023. No. 3, pp. 35–39. (In Russ.) DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-35-39




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.060-070

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.