О сочинениях отечественных композиторов-минималистов: идиоматика музыкального языка

Yuliya N. Panteleeva

Аннотация


В статье рассматриваются два сочинения, принадлежащие современным отечественным композиторам-минималистам, — Concerto capriccioso (1986) для виолончели, струнного оркестра, клавишных, арфы и ударных Николая Корндорфа и Liebliches Lied (1980) для фортепиано в четыре руки Александра Рабиновича-Бараковского. Их анализ выполнен с позиций идиоматики. Данный термин заимствован из концепции российского учёного-лингвиста Игоря Аничкова и применяется в статье как попытка отразить своеобразие творческих приёмов двух композиторов. В качестве ведущих аспектов рассмотрения выделяются наиболее показательные для названных художественных текстов — интертекстуальность и репетитивность. Каждый из композиторов находит свой собственный способ диалога с музыкальной традицией. В одном случае (А. Рабинович-Бараковский) важными ориентирами оказываются «слова композитора», касающиеся двух художественных прообразов, к которым восходит интонационный мир Liebliches Lied, в другом случае (Корндорф) — источник цитирования (симфоническое произведение одного из венских классиков), установленный автором статьи. Помимо способов взаимодействия авторской и заимствованной лексики (своё-чужое слово), отдельное внимание уделяется особенностям репетитивного метода. Техника композиции каждого из авторов обладает общими и индивидуальными чертами.

Kлючевые слова: идиоматика, стиль, репетитивность, минимализм, интертекстуальность, цитирование, русская музыка, Николай Корндорф, Александр Рабинович-Бараковский, Бетховен, Шуберт, Брамс


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Panteleeva Yu. N. Minimalism: The “Russian Idea” of Nikolai Korndorf. Journal of Russian Music Theory Society. 2021. No. 3, pp. 20–30. (In Russ.) DOI: 10.26176/otmroo.2021.35.3.003

Grigoryeva G. V. Beethoven — Schnittke: “Polystylistic Field” of Violin Cadenza. Journal of Moscow Conservatory. 2018. Vol. 9, No. 3, pp. 108–119. (In Russ.) DOI: 10.26176/mosconsv.2018.34.3.03

Boulez P. Modern / Postmodern / Transl. from the French, foreword and notes by Yu. N. Panteleeva. Contemporary Musicology, 2023, № 2, pp. 116–129. (In Russ.) DOI: 10.56620/2587-9731-2023-2-116-129

Ronyak J. Schubert’s “Ständchen” in the Voice of the Cinematic Amateur // 19th-Century Music. 2019. Vol. 42, No. 3, pp. 157–183. DOI: 10.1525/ncm.2019.42.3.157

Gulyanitskaya N. S. About the Interpretation of a Work of Art. Contemporary Musicology. 2023. No. 1, pp. 5–19. (In Russ.) DOI: 10.56620/2587-9731-2023-1-005-019




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.047-059

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.