Концепция Второй симфонии Густава Малера на пересечении романтических и модернистских тенденций

Vladislav E. Devutsky

Аннотация


Раскрывая образно-эмоциональный мир Второй симфонии
Малера, автор подчёркивает мысль о том, что адекватная
оценка сложнейшего замысла невозможна без серьёзного пе-
ресмотра общеэстетической платформы раннего творчества
композитора. В произведении обнаруживается перекрестное
сочетание уже уходящих с исторической сцены романтиче-
ских идей с быстро набирающим силу (во Франции, Герма-
нии, Австрии) модернистским направлением. Автор статьипоказывает, что ранний Малер фактически является уже
сложившимся адептом модернистского искусства. В ходе му-
зыкального анализа пяти частей Второй симфонии раскры-
ваются черты новейшей эстетики надвигающегося ХХ века.
Это отражается в безудержной фантазии, способности к со-
пряжению весьма далеких идей, синтетичности, условности,
символизме музыкальных образов.
Творчество Малера конца 80 – начала 90-х годов XIX
века хронологически не вписывается в историю европейского
модернизма. Его становление принято связывать лишь с на-
чалом нового столетия, и это показывает удивительные грани
таланта композитора, фактически предвосхитившего приход
нового эпохального явления. Концепционное решение Вто-
рой симфонии имеет известные противоречия, логично раз-
решимые в свете двойственной природы малеровского твор-
чества, на равных развивающего как романтическую, так и
модернистскую линии. Новым языком композитор выражает
художественные идеи огромной глубины. Программное ре-
шение двух первых симфоний объединяется образом молодо-
го поэта-романтика, склонного воспринимать мир в ирреаль-
ной плоскости. Он страстно жаждет счастья и обретает его в
вере во всеобщую Гармонию мироздания.

Ключевые слова: симфонии Малера, музыкалный роман-
тизм, музыкальный модернизм


Полный текст:

PDF

Литература


Barsova I. Samye pateticheskie kompozitory evropeyskoy muzyki: Chaykovskiy i Maler [The most Pathetic Composers in the Field of European Music: Tchaikovsky and Mahler]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1990, no. 6, pp. 125–132.

Barsova I. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. Second edition. Saint Petersburg: Izdatelstvo N. I. Novikova, 2010. 580 р.

Vargaftik A. Gustav Maler: rasstavanie s illyuziyami [Gustav Mahler: Parting with Illusions]. Partitury tozhe ne goryat [Music Scores do not Burn Either]. Moscow: Klassika – XXI Press, 2006, pp. 13–34.

Danuser H. Maler segodnya – v pole napriazheniya mezhdu modernizmom i postmodernizmom [Mahler Today – in the Field of Tension Between Modernism and Postmodernism]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy], 1994, no. 1, pp. 140–151.

Devutsky V. Pervaya simfoniya Gustava Malera: osobennosti muzykal’no-dramaturgicheskoy kontseptsii [The First Symphony of Gustav Mahler: Peculiarities of the Musical and Dramaturgical Concept]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], 2012, no. 1 (10), pp. 142–149.

Zherebin A. Venskiy modern kak utopiya sinteza [Viennese Modernism as an Utopia of Synthesis]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy], 2012, no. 2, pp. 147–151.

Maler segodnya [Mahler Today]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy], 1994, no. 1, pp. 139–220.

Mikheyeva L. Tematicheskye svyazi i zamysel I–IV simfoniy Malera [The Thematic Connections and Conceptions of Symphonies N. 1–4 by Mahler]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Issues of the Theory and Aesthetics of Music], issue 9. Moscow: Muzyka Press, 1969, pp. 119–144.

Rozenshil’d K. Gustav Maler [Gustav Mahler]. Moscow: Muzyka Press, 1975. 209 p.

Tarakanov M. Maler [Mahler]. Muzyka XX veka: ocherki [20th Century Music: Essays]. Part 1, book 2: 1890 – 1917. Moscow: Muzyka Press, 1977, pp. 157–198.

Tikhomirov A. Ekspressionizm [Expressionism]. Modernizm: analiz i kritika osnovnykh napravleniy [Modernism: Analysis and Critique of the Main Trends]. Moscow: Iskusstvo Press, 1980, pp. 30–57.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.