Феномен фриковости на российской эстраде: к изучению проблемы

Yuliya V. Antipova

Аннотация


Статья посвящена явлению эстрадной фриковости в России — как правило, осознанному моделированию чудаковатого сценического поведения целого ряда исполнителей (начиная с конца 80-х годов прошлого столетия). Интерес к фрикам на эстраде обусловлен творчеством множества колоритных и эпатажных персонажей, восприятие которых способствует осмыслению глубинных процессов, протекающих в российской (как части мировой) культуре. Позитивное восприятие фриковости доказывает полную легализацию и эмансипацию прежде нездорового, чудаковатого, уродливого, что происходит не только в России, но и в других странах. Одновременно фриковость на эстраде может служить решению важных социальных задач раскрепощения личности, ухода от условий сверхцивилизации, сверхглянца, давления общественной морали и социальных стандартов.

Расцвет фриков на российской эстраде в 1990-е стал знаком постперестроечной эпохи и ценностной дезориентации российского общества. Выход наружу аномальных, маргинальных явлений, нарушение прежних запретов, желание почувствовать край, предел проявлялся в творчестве псевдо-фриковых персонажей (Жанна Агузарова, Витас, Шура). Спрос на оригинальность, популярность новых героев — представителей креативных индустрий — провоцировал рождение всё более необычных имиджей и исполнительских манер. Тотальная фриковость, пропаганда аномальности, нестандартности и даже патологий, стремление эпатировать и искать всё новые формы художественных «потрясений» широкой аудитории свидетельствуют о трансформации многих эстетических норм, об усталости, утрате веры в культуру и прогресс, о жажде дальнейших поисков «границ» нормального. Автор отмечает в заключение, что усиливающееся или спадающее присутствие фриковых героев, расширение и, напротив, сужение зоны их влияния, вовлечения в культурное пространство современности свидетельствуют о процессах, осмысление которых позволяет улавливать определённые тенденции в социальной, духовной жизни общества, что, разумеется, заслуживает дальнейшего исследования.

Ключевые слова: российская эстрада, посткультура, массовая музыка, эстрада, фрики, псевдофрики, made freaks


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Sakhno I. M. New Optics of the Rye: “Freaks” of Diana Arbus. Art and Cult. 2019. No. 1 (33), pp. 79–87. (In Russ.) DOI: 10.28995/2227-6165-2019-1-79-87

Labrador R. N. “Freaky” Asian Americans, Hip-Hop, and Musical Autobiography: An Introduction. Biography. 2018. Vol. 41, No. 3, pp. 473–483. DOI: 10.1353/bio.2018.0054

Molchanova L. A. The Image of a Grotesque Body: From the First Holiday to Alternative Fashion. Herald of Humanitarian Education. 2021. No. 4 (24), pp. 105–114. (In Russ.) DOI: 10.25730/VSU.2070.21.057

Zatsepina E. A. Borrowed Words as a Means of Impact on the Reader in the Mass Communication Text. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. 2020. No. 4, pp. 122–124. (In Russ.) DOI: 10.37882/2223-2982.2020.04.08

Karabushchenko P. L. Carnival Political Culture: Words of Twisted Chimeras. Issues in Elitology. 2022. No. 4, pp. 84–98. (In Russ.) DOI: 10.46539/elit.v3i4.130




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.3.150-159

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.