Твёрдая поэтическая форма vs форма музыкальная: опыт анализа мадригалов на тексты секстин

Larisa L. Gerver

Аннотация


Твёрдые формы стихотворений из «Кансоньере» Петрарки и сочинений подражавших ему поэтов-петраркистов часто служили текстами мадригалов XVI века. В этой связи автор настоящей публикации задаётся вопросом о возможном воздействии строго организованной поэтической формы на форму музыкального сочинения. Предварительное знакомство с мадригалами на текст сонета, баллаты и секстины (итал. sestine) показало, что подражание поэтической форме более всего заметно в тех случаях, когда композитор обращается к секстине. Главным материалом анализа послужили циклические мадригалы Орландо ди Лассо (Là ver l’aurora che sì dolce l’aura) и Луки Маренцио (Non fu mai cervo si veloce al corso, Sola angioletta starsi in trecie a l’ombra,Giovane donna sotto un verde lauro), написанные на полный текст секстины. Секстина состоит из шести строф по шесть стихов каждая и заключительного трёхстишия. Особое правило рифмовки секстины, — шесть слов-рифм, неизменно повторяемых в шести основных строфах по схеме ABCDEF    FAEBDC    CFDABE и т. д., — порождает повтор слова-рифмы на границах строф. Как показано в статье, именно на эту особенность секстины откликается форма мадригала. Между окончанием предыдущей части и началом последующей устанавливается связь, которая, как правило, осуществляется за счёт повторов. Это касается мелодических единиц, характерных деталей звучания, гармонических и мелодических. Наряду с повторами используется единый гармонический оборот, который начинается в конце одной части и завершается в начале другой. 

Ключевые слова: твёрдые поэтические формы, секстина, мадригал, повтор слова-рифмы, Орландо ди Лассо, Лука Маренцио


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Evdokimova L. V. The Sestina of Arnaut Daniel in the Mirror of Philological Researchers and Critical Editions. Studia Litterarum. 2022. Vol. 7. No. 2, pp. 344–365. (In Russ.) DOI: 10.22455/2500-4247-2022-7-2-344-365

Semenov V. B. Notes on the Directions of Analysis of the “Metrical” Repertoire of Troubadour Poetry. Litera. 2020. No. 9, pp. 151–163. (In Russ.) DOI: 10.25136/2409-8698.2020.9.33799

Föcking M. „Vergine immaculata, senza emenda“. Petrarcas „Vergine bella“ und die Marienkanzonen des italienischen Petrarkismus. Maria in den Konfessionen und Medien der Frühen Neuzeit. Ed. by B. Jahn and C. Schindler. Berlin, Boston: De Gruyter. 2020, pp. 289–312. DOI: 10.1515/9783110665109-015

Lopatin M. Tornando Indietro: Dante’s Tornata and Metapoetic Returns in the Trecento Madrigal. Music Analysis. 2019. No. 38/I-II. P. 204–240. DOI: 10.1111/musa.12134

O’Rourke R. J. Representation, Emotion, and the Madrigal in Sixteenth-Century Italy. Submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy under the Executive Committee of the Graduate School of Arts and Sciences. Columbia University, 2020.

p. DOI: 10.7916/d8-55hh-bd17

Föcking M., Friede S., Mehltretter F., Oster A. A Companion to Anticlassicisms in the Cinquecento. Berlin; Boston: De Gruyter, 2023. 332 p. DOI: 10.1515/9783110783438




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.3.023-034

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.