Моноэлементные композиции в музыкальном искусстве XX века

Andrey S. Molchanov

Аннотация


В статье рассматриваются два вида моноэлементных композиций в музыке XX века: на один звук и один аккорд. Их развитие связывается с достижениями авангардного искусства XX века, поиском новых «звуковых путей», эмансипацией отдельных средств музыкального языка. Особое место уделяется произведениям сибирских композиторов Аскольда Мурова и Сергея Тосина, создавших оригинальные звуковые концепции в общем тренде музыкального авангарда. В статье прослеживается эволюция однозвуковых композиций в академической музыке XX века от идеи показа различных возможностей звука до символической его трактовки (Альбан Берг, Иван Вышнеградский, Джачинто Шельси и др.). Отмечается, что в сочинении Аскольда Мурова «Монофония Re» идея однозвучия направлена в сторону создания ситуации историко-стилевого диалога. Развитие аккордовых моноэлементных структур обнаруживается от позднего творчества Александра Скрябина и Николая Рославца к сочинениям Альфреда Шнитке и Сергея Тосина. В анализе сочинения Тосина отмечается применение фактурно-тембровых, ритмических, динамических, электроакустических средств, привлечение «открытого» материала пианистами, что демонстрирует тенденцию к многовариантности бытования опуса. Подчёркивается, что сибирские композиторы Аскольд Муров и Сергей Тосин своим интересом к новым техникам внесли заметный вклад в распространение звуковых идей авангарда в российской культуре, сумели показать огромный микромир звуков.

Ключевые слова: композиции на один звук, вариации на один аккорд, музыкальный авангард, сонористика, сибирские композиторы


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Maidenberg-Todorova K. I. Interpretative Qualities of the Modern Music Composition. Musicological Discourse and Problems of Contemporary Semiology: Collective Monograph. Lviv-Toruń: Liha-Pres, 2020, pp. 122–137. DOI: 10.36059/978-966-397-200-8/122-137

Amrakhova A. A., Akopyan L. O., Savenko S. I., Selimkhanov J., Tsaregradskaya T. V. Music of the 21st Century: First Results. The Journal of Russian Society for Theory of Music. 2018. No. 4 (24), pp. 1–19. (In Russ.) DOI: 10.26176/otmroo.2018.24.4.001

Amrakhova A. A., Akopyan L. O., Stoianova I., Tsaregradskaya T. V. Music at the Period of Post-Postmodernism. The Journal of Russian Society for Theory of Music. 2020. No. 4, pp. 1–10. (In Russ.) DOI: 10.26176/otmroo.2020.32.4.001

Hakobian (Akopyan) L. O. The Laws of Xenakis’s Music Not Formulated by Xenakis Himself. Music Academy. 2021. Issue No. 1, pp. 40–59. (In Russ.) DOI: 10.34690/127

Tsaregradskaya T. V. Musical Ekphrasis and the Prospects of Intermedial Research. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 3, pp. 7–16. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3.007-016

Okuneva E. G., Maltseva N. V. “Perspectives” by B. A. Zimmermann: the Projection of the Musical Structures in an Imaginary Ballet. Arts Education and Science. 2019. No. 3, pp. 63–71. (In Russ.) DOI: 10.34684/hon.201903007




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.2.177-190

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.