Музыкальный ряд мультипликационного фильма «Репка» в аспекте кинотекста: опыт искусствоведческого анализа

Zizhan Chen

Аннотация


В фокусе научного интереса автора — мультфильм «Репка», созданный в 1936 году на киностудии «Мосфильм». Обращение к работе режиссёра Сарры Мокиль и композитора Василия Ширинского, куратором которой выступил Александр Птушко, обусловлено особой ролью музыки. Не ограничиваясь иллюстрированием визуального ряда, музыкальная составляющая кинотекста обеспечивает возможность наблюдать за разыгрываемым в его пространстве инструментальным театром, выполняя одновременно характеристичную и драматургическую функции. Звучание музыки не прерывается ни на секунду, что говорит о безусловном мастерстве композитора, сумевшего поставить музыку на одну высоту с визуальным рядом. Как полагает автор, именно отмеченный статус музыкальной речи привёл к минимизации вербальности в кинотексте, которая реализуется на уровне письменных и устных высказываний. На фоне современной мультипликации, адресованной юному поколению россиян (телепроект «Мáшины сказки», «Лунтик», «Ми-ми-мишки» и т. п.), работа творческого коллектива во главе с Птушко видится эталонной. Подобный опыт позволяет оценить коллективный труд режиссёра, композитора, оператора и актёрского состава как уникальный образец актуализации этического канона — смыслового ядра русской народной сказки.

Ключевые слова: «Репка», композитор Василий Ширинский, драматургическая функция музыки, характеристичная и иллюстративная функции музыки, инструментальный театр


Полный текст:

PDF

Литература


Miroshnikov N. N., Yu Yan. The Queen of Spades by Pushkin in Opera, Operetta and Animation. Musical Almanac of Tomsk State University. 2021. No. 12, pp. 60–72. (In Russ.) DOI: 10.17223/26188929/12/6

Evgrafova Yu. A., Novikova M. G. Verbal and Audial Components of the Screen “Speech”. Bulletin of Moscow Region State University. 2019. No. 4, pp. 135–147. (In Russ.) DOI: 10.18384/2224-0209-2019-4-973

Krasina E. A., Rybinok Eu. S., Moctar A. Film Naming: Book Titles and Film Titles. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. 2020. No. 11 (2), pp. 330–340. DOI: 10.22363/2313-2299-2020-11-2-330-340

Maximenko O. I., Akhrenova N. A., Belyakov M. V., Evgrafova Yu. A. Linguosemiotic Organization of Heterogeneous Texts (Case Study of Media and Internet Texts). Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Dedicated to the 80th Anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. Vol. 92, pp. 2121–2127. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.05.279

Shak T. F., Kremenenko A. S. Dramaturgical Features of Music in Documentaries (on the Example of the Film Earth 2100 by Rudy Bednar). Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii — Cultural Studies of Russian South. 2020. No. 3 (78), pp. 81–87. (In Russ.) DOI: 10.24412/2070-075X-2020-10010

Stogniy I. S. Expressive Possibilities of Secondary Meanings in Music. Scholarly Papers of Gnesin Russian Academy of Music. 2023. No. 1, pp. 82–90. (In Russ.) DOI: 10.56620/2227–9997–2023–1-44–82–90




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.2.150-161

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.