Парадигма жеста в Okon Fuoko Лееви Мадетойи

Vera I. Nilova

Аннотация


Музыка младшего современника Яна Сибелиуса и его приватного ученика Лееви Мадетойи мало известна в России. Традиционно его причисляют к поздним романтикам, чьё творчество развивалось при жизни Сибелиуса и в его «тени». Однако наследие Мадетойи нуждается в критическом пересмотре для понимания причастности композитора к актуальным тенденциям и парадигмам музыки XX века. В статье приведены биографические факты, сформировавшие характер и слуховой опыт композитора, и охарактеризован художественный контекст Парижа начала XX века в области театра и балета.

Объектом изучения в аспекте актуальных парадигм избрана сюита из балета Okon Fuoko, созданная самим композитором в 1930 году. Рассмотрены причина забвения балета после его премьеры и две жанровые версии. Указаны разночтения в определении жанра финскими исследователями и установлено то определение, которое сохранилось в архиве композитора. Сценарий Пола Кнудсена, апеллирующий к традиции японского кукольного театра, и состав сюиты показательны для периода увлечения европейцев экзотикой и поисков нового пластического языка. В анализе «Гротескного танца» выявлены признаки жестовой парадигмы и особенности музыкальной драматургии произведения, дающие основания назвать Okon Fuoko балетом для оркестра.

Ключевые слова: Лееви Мадетойя, Пол Кнудсен, Okon Fuoko, балет, пантомима, японский театр, парадигма жеста


Полный текст:

PDF

Литература


Zenkin K. V. On the Paradigms of Musical Composition. Journal of Moscow Conservatory. 2020. No. 1 (40), pp. 22–35. (In Russ.) DOI: 10.26176/mosconsv.2020.40.1.002

Polisadova O. N. Theatrical and Choreographic Innovation of the First Seasons of Russian Ballet. New Art Studies. History, Theory and Philosophy of Art. 2020. No. 1, pp. 22–29. (In Russ.) DOI: 10.24411/2658-3437-2020-11003

Drobysheva E. E. Dancing in the Modus of Self-Identification. Observatory of Culture. 2020. Vol. 17, No. 6, pp. 638–647. (In Russ.) DOI: 10.25281/2072-3156-2020-17-6-638-647

Fomchenko E. V., Zakharova L. N. Isadora Duncan’s Performance as a Way to Achieve Authenticity. Culture and Civilization. 2020. Vol. 10, No. 5A, pp. 141–147. (In Russ.) DOI: 10.34670/AR.2020.68.36.016

Bochkariova O. V. The Problem of Dialogue “the East — the West” in Sergei Diaghilev’s Enterprise. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018. No. 3, pp. 219–224. (In Russ.) DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10083

Rozin V. M. Transformation of the Theater: Ancient and New European Theater, Director’s Theater of the 20th Century, Theater of “Social Changes”. Culture and Art. 2022. No. 7, pp. 96–114. (In Russ.) DOI: 10.7256/2454-0625.2022.7.38420




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.2.103-114

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.