Сергей Рахманинов. Прелюдия cis moll op. 3 № 2: band-версии эры свинга
Аннотация
Легкожанровые переработки классической музыки составляют заметный пласт художественного наследия эры свинга. Практика jazzing the classics / swinging the classics затронула творчество десятков композиторов, в том числе и Сергея Рахманинова. Самым востребованным первичным текстом для инструментальных транскрипций стала его Прелюдия cis moll. Её band-версии (с точки зрения соответствия джазингу как стилевому феномену и в отношении приёмов транскрипторской техники) до сих пор не становились предметом специального внимания. В статье автор впервые представляет результаты аналитического рассмотрения jazzing-трансформаций пьесы.
Каждый из «обновлённых» вариантов Прелюдии обладает как общими для стилевой переориентации чертами (подмена высоких жанров прикладными, «перевод» академического типа ритмики в свинговый, фактурно-тембровые преобразования и т. д.), так и индивидуально претворёнными приёмами трансформации оригинала (в первую очередь структурно-композиционного плана). Большая часть аранжировок Прелюдии предназначена для биг-бэндов, саунд которых можно назвать звуковым брендом эпохи свинга. Репрезентативны в данном отношении версии, звучавшие в исполнении оркестров Дюка Эллингтона (1938), Глена Грэя (1939) и Джека Тигардена (1941). Особняком среди бэнд-версий стоит аранжировка из репертуара оркестра Джека Хилтона (1930). В ней точно сохраняется структура оригинала, что позволяет назвать данную версию саунд-транскрипцией фортепианного опуса. Темпоритм данного образца отличает агогика и отсутствие свинга. Специфичен саунд аранжировки, ориентированный на симфоджаз Пола Уайтмена, по примеру которого Хилтон вводит в оркестр струнные. Рассмотренные band-версии Прелюдии Рахманинова демонстрируют как типологическое соответствие феномену jazzing the classics, так и индивидуальность транскрипторских трансформаций.
Ключевые слова: Сергей Рахманинов, Прелюдия cis moll, джазинг, эра свинга, джазовые аранжировки
Полный текст:
PDFЛитература
Rakochi V. A. Transformation of Orchestration in Rachmaninoff’s Rhapsody on a Theme of Paganini and Jazz Idioms. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 3, pp. 219–230. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3.219-230
Lin Jeffu, Shak T. F. Classical Crossover in the Context of Interactions of East and West Trends. Cultural Studies of Russian South. 2022. No. 1, pp. 7–15. (In Russ.) DOI: 10.24412/2070-075X-2022-1-7-15
Presnyakova I. A. Swing Era’s Jazzing the Classics: Pro et Contra. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2022. No. 4, pp. 76–86. (In Russ.) DOI: 10.56620/2782-3598.2022.4.076-086
Chuvilkin V. S. About the Essence of the Concept of “Jazz Fugue”. South-Russian Musical Anthology. 2019. No. 4, pp. 85–91. (In Russ.) DOI: 10.24411/2076-4766-2019-14012
Dyma I. A. The Influence of Jazz on Academic Music of the Twentieth Century. Art and Education. 2021. No. 6, pp. 87–96. (In Russ.) DOI: 10.51631/2072-0432_2021_134_6_87
DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.2.079-089
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.