«В поисках утраченного времени» в слове и звуке: о влиянии Марселя Пруста на творчество Рейнальдо Ана

Irina S. Zakharbekova

Аннотация


В конце XIX века два молодых и оригинальных автора — Марсель Пруст, работающий не только как писатель, но и как журналист (в том числе и музыкальный), и Рейнальдо Ан, композитор, пианист, музыкальный критик и общественный деятель, — попадают в орбиту взаимного влияния. Оставаясь друзьями (что видно, в частности, из их переписки) вплоть до самой смерти Пруста, они так или иначе поддерживают творческий диалог. В результате него появляются несколько произведений Ана, посвящённых Прусту, а также цикл «Портреты художников» — четыре фортепианные пьесы Ана с декламацией текстов из раннего одноимённого цикла Пруста. Произведение является своеобразным двойным экфрасисом, поскольку иллюстрирует четырёх барочных художников (Альберта Кёйпа, Паулюса Поттера, Антониса ван Дейка, Антуана Ватто) поэтическими и музыкальными средствами, рождая синтетические образы-метафоры.

Другое произведение Ана, проникнутое прустовской эстетикой, — фортепианный сборник «Растерянный соловей», пьесы которого писались параллельно с первым томом «В поисках утраченного времени». Объединяясь в некое подобие цикла, пьесы Ана представляют собой миниатюрные эскизы разных по своей природе образов (поэтических, живописных, архитектурных, природных, мифологических и т. д.), подкреплённые эпиграфами и другими словесными комментариями. Произведение демонстрирует принципиальные для французской Belle Époque стилевые черты: пассеизм, декоративность, импрессионистическое слышание звука-краски, а также особое отношение ко времени. В итоге получается сборник-цикл, продолжающий романтическую традицию альбома путешественника (Ф. Лист), оказывающийся созвучным произведениям современников Ана (в частности, Прелюдиям Дебюсси), а кроме того, являющийся оригинальной музыкальной метафорой романа Пруста.

Ключевые слова: Рейнальдо Ан, Марсель Пруст, «Портреты художников», «Растерянный соловей»

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Goujon F. Proust et les ballets russes: l’empreinte de Giselle. Revue d’histoire littéraire de la France. 2021. No. 2, pp. 331–344. (In French) DOI: 10.15122/isbn.978-2-406-11766-7

Gorbovskaya S. G. The Novel of M. Proust Swann’s Way and the Libretto for the Tchaikovsky’s Swan Lake: about the Poetics of Borrowing. Gazette of the St. Petersburg State University of Technology and Design. Series 2. Art Criticism. Philological Sciences. 2020. No. 3, pp. 93–98. (In Russ.) DOI: 10.46418/2079–8202_2020_3_13

Trykov V. P. Secular Chronicles of Marcel Proust. The New Philological Bulletin. 2021. No. 2 (57), pp. 312–321. (In Russ.) DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00053

Rybina M. S. Ekphrasis as Memory Space in M. Proust’s Portraits de peintres. Bulletin of Udmurt University. Series History and Philology. 2022. Vol. 32, No. 3, pp. 630–635. (In Russ.) DOI: 10.35634/2412-9534-2022-32-3-630-635

Blauberg I. I. On Philosophical Themes in Marcel Proust’s Works. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2018. No. 9, pp. 78–95. (In Russ.) DOI: 10.30727/0235-1188-2018-9-78-95




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.2.024-034

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.