Музыка Сергея Прокофьева к кинофильму «Пиковая дама» Михаила Ромма

Yang Yu

Аннотация


Среди художников-творцов, обратившихся к музыкально-театральному или музыкально-кинематографическому прочтению повести Александра Пушкина «Пиковая дама» и тем самым дерзнувших вступить в диалог или даже в полемику с бессмертной оперой Петра Чайковского, был Сергей Прокофьев. Его творческий тандем с режиссёром Михаилом Роммом сложился в 1936 году, однако фильм «Пиковая дама» оказался по разным причинам недоступен зрительской аудитории. Музыка к неосуществлённому кинопроекту была почти завершена и многие годы привлекает дирижёров и режиссёров. В фокусе научного интереса автора данной статьи — история возникновения музыки к фильму, 
а также её искусствоведческий анализ. Это творение композитора оказывается одновременно и вполне органичным для художественного наследия мастера, имея приметы его стиля, и весьма самобытным на фоне других работ, связанных с бессмертной повестью Пушкина. Опыт исследования позволяет восполнить представления о творчестве Прокофьева как кинокомпозитора, а также внести определённую лепту в вопросы, связанные с диалогом искусств и, шире, — с культурным диалогом. Развиваясь в русле музыкальной пушкинианы, искомый диалог преодолевает пространство и время, инициируя незримую связь прошлого, настоящего и будущего.

Ключевые слова: киномузыка Сергея Прокофьева, музыкальный стиль Сергея Прокофьева, «Пиковая дама» Михаила Ромма, балет «Три карты», музыкальная пушкиниана


Полный текст:

PDF

Литература


Planida M. Yu. B. Tchaikovsky’s Music from the Movie “The Marriage of Balzaminov”: the Author’s Interpretation of Dramaturgical Functions. South-Russian Musical Anthology. 2018. No. 2 (31), pp. 46–51. (In Russ.) DOI: 10.24411/2076-4766-2018-12008

Khvatova S. I., Shack T. F., Shevlyakov E. G. Film Music in the Aspect of Stylistic Modeling. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2019. No. 1, pp. 98–105. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.098-105

Novoselova M. A. The Specific Interaction of Music and Cinema. Sosiety: Philosophy, History, Culture. 2019. No. 2 (58), pp. 77–81. (In Russ.) DOI: 10.24158/fik.2019.2.16

Komarova A. A. Representation of J. Brahms Music in Screen Arts. South-Russian Musical Anthology. 2020. No. 2, pp. 42–47. (In Russ.) DOI: 10.24411/2076-4766-2020-12005

Komarova A. A. Quotations from Brahms’s Piano Music in the Context of the Metamodernist Trends in 21st Century Cinema. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2021. No. 1, pp. 137–144. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2021.1.137-144




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.178-190

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.