Музыкально-фольклорные жанры свадьбы луговых мари

Alevtina A. Voitovich

Аннотация


Традиционная свадьба луговых мари сÿа́н — многоэтапный обрядовый комплекс, состоящий из различных ритуальных действий, растянутых во времени и совершаемых в определённой последовательности. В ней аккумулируются многие аспекты духовной культуры мари: сакрально-магические обрядовые элементы, символика традиционной одежды, пищи, поэтики, музыки, танца, а также семантика древнего языческого мышления. В рамках данной статьи рассматриваются музыкально-фольклорные жанры свадьбы луговых мари, чётко выделенные в свадебном ритуале и являющиеся частью акустического кода. 

Акустический код луговомарийской свадьбы характеризуется развёрнутой системой интонационного поведения участников ритуала и включает в себя словесные жанры — молитвы-благопожелания, произносимые картом (жрецом); музыкальные жанры — свадебные песни сÿáн му́ро и поче́ш му́ро, исполняемые поезжанами (участниками свадебного поезда) со стороны жениха и невесты, наигрыши на ритуальных инструментах — шӱ́выр (волынке) и тӱ́мыр (барабане), строго закреплённые в структуре обряда; музыкально-хореографические жанры, представленные сольными плясками главных персонажей обряда и массовыми танцами поезжан. В музыкальный код традиционной свадьбы луговых мари органично входит корпоромузыка: звенящие подвески на свадебных костюмах поезжанок, притопывание, хлопанье в ладоши, возгласы, гайканье, свист участников свадьбы. Особенности проведения ритуала с его музыкальной составляющей позволяют отнести свадьбу луговых мари к типу «свадьбы-веселья», характерного для культуры народов Поволжья.

Ключевые слова: свадьба луговых мари, музыкально-фольклорные жанры, свадебные песни, молитвы, пляски

Полный текст:

PDF

Литература


Voitovich A. A. About the Dominating Role of One Pitch Structure in the Song Traditions of the Field (Sernur) Mari. Problemy muzykal'noi nauki / Music Scholarship. 2019. No. 3, pp. 33–43. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.3.033-043

Mushkina N. V. Ritual Songs of Meadow and Eastern Mari in the Records of Y. A. Eshpai. Finno-Ugric Studies. 2021. No. 62, pp. 111–124. (In Russ.) DOI: 10.51254/2312-0312_2021_62_116

Mushkina N. V. K. A. Smirnov’s Contribution to Mari Folklore Studies (to the 105th Anniversary of His Birth). Finno-Ugric Studies. 2022. No. 63, pp. 101–108. (In Russ.) DOI: 10.51254/2312-0312_2022_63_10

Kondratꞌev M. G. About the Theory of National Music: Towards a Methodology of Comparative Study of Musical and Poetic Folklore Systems. Problemy muzykalꞌnoi nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 8–19. (In Russ.) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.008-019

Nurieva I. M. Udmurt’s Clan Tunes: on the Issue of Identification and Reconstruction. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review]. 2019. No. 3, pp. 123–134. (In Russ.) DOI: 10.31857/S086954150005292-1

Vaskanova N. A., Ivanov A. G. Mari Family in the Descriptions of Foreigners of the XIX – early XX Centuries. Vestnik of the Mari State University. Chapter “History. Law”. 2020. Vol. 6, No. 2, pp. 121–127. (In Russ.) DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-121-127




DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2023.1.115-127

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.