Джазинг эры свинга: pro et contra
Аннотация
Рождение джазинга (jazzing the classics) – практики джазовых переработок академической музыки – относится к тому этапу американской культуры, который получил название «эры свинга» (вторая половина 1920-х – первая половина 1940-х годов). Поле оджазированной в данное время классики составили образцы неоднородного художественного качества, породившие многочисленные дискуссии. Главным их фокусом стала трансформация фрагментов академических сочинений (преимущественно романтического стиля и кантиленной природы) в эстрадные песенно-танцевальные композиции, в результате чего высокая классика теряла статус музыки для серьёзного исполнения и слушания, становясь материалом «музыки для ног» и товаром музыкального бизнеса. Вместе с тем отдельные образцы jazzing the classics эры свинга предвосхитили принципиальные черты следующего этапа в истории джазинга, начавшегося на рубеже 1950–1960-х годов, а именно: привлечение музыки барокко и классицизма, концертный тип исполнения, сохранение полного текста оригинала во вторичном тексте.
Несмотря на широту распространения, джазинг-практика долгое время оставалась в тени исследовательского внимания. Между тем, джазинг может стать предметом многовекторного изучения – от частных приёмов техники транскрипторских переработок до крупных проблем социокультурного характера. В представленной статье сделан акцент на расширении документально-исторической базы. Анализ материалов американской периодики 1920–1940-х годов позволяет воссоздать рельеф ситуации pro et contra, сложившейся в отношении джазинга эры свинга. Научная новизна работы заключается во введении в отечественное музыкознание круга источников, ряда имён и композиций, актуализирующих представление о феномене джазинга, а также в выявлении влияния джазинг-практики эры свинга на последующие её этапы.
Ключевые слова: джаз, джазинг, эра свинга, джазовые аранжировки, Чаппи Уиллет, Джек Хилтон
Полный текст:
PDFЛитература
Dyma I. A. The Influence of Jazz on Academic Music of the Twentieth Century. Art and Education. 2021. No. 6, pp. 87–96. (In Russ.) DOI: 10.51631/2072-0432_2021_134_6_87
Lin Jeffu, Shak T. F. Classical Crossover in the Context of Interactions of East and West Trends. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii = Cultural Studies of Russian South. 2022. No. 1, pp. 7–15. (In Russ.) DOI: 10.24412/2070-075X-2022-1-7-15
Chuvilkin V. S. Jazz in Counterpoint With Poetry: From Bernd Alois Zimmermann to Jazz-Rap. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii = Cultural Studies of Russian South. 2022. No. 1, pp. 40–49. (In Russ.) DOI: 10.24412/2070-075X-2022-1-40-49
Chuvilkin V. S. About the Essence of the Concept of “Jazz Fugue”. South-Russian Musical Anthology. 2019. No. 4, pp. 85–91. (In Russ.) DOI: 10.24411/2076-4766-2019-14012
Presnyakova I. A. “Variations on Variations”: History of the Jazz Transformations of the Allegretto from Beethoven’s Seventh Symphony. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2022. No. 2, pp. 34–42. (In Russ.) DOI: 10.33779/2782-3598.2022.2.034-042
DOI: http://dx.doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.076-086
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.