Музыкальная коммуникация в аспекте риторического канона

Polina S. Volkova, Liyang Wu, Xiangze Wu

Аннотация


В фокусе научного интереса авторов – риторический канон, вобравший в себя
специфику межкультурного взаимодействия «отправителя» художественной информации
и его «получателя», осуществляемый в пространстве музыкального вида искусства.
Солидаризируясь с мыслью, согласно которой риторика являет собой форму человеческой
коммуникации, авторы предполагают, что именно риторический канон в триединстве Этоса,
Логоса и Пафоса позволит со всей полнотой изучить процесс музыкальной коммуникации,
обусловливающий обретение вступающими во взаимодействие с композитором акторами
личностного смысла. Поскольку всякий художественный дискурс в действительности
скорее отражает речевую деятельность своего создателя, отвечающую той национальной
картине мира, которой он принадлежит, нежели реальность, нельзя не признать: такой
текст изначально предстает риторически организованным. Подобная установка оказывается
верной при любых обстоятельствах, даже когда творец высказывает сомнение относительно
того, что он думал о правилах риторики в момент создания своего произведения. Отмечая
в условиях музыкальной коммуникации важность нотного текста, посредством которого
передается речевое высказывание композитора и с которым впоследствии взаимодействуют
участники коммуникативного акта, необходимо дополнить триаду «композитор – исполнитель
– слушатель» ещё одним звеном – текстом. В результате образуется последовательность:
композитор → текст1 ↔ исполнитель → текст2 ↔ слушатель → текст3.
Подчёркивается, что в схеме текст1, текст2 и текст3 – это один и тот же текст, который
отличается от исходного, во-первых, типом речи (в случае композитора – речь письменная,
в случае исполнителя – устная, в случае слушателя она может быть представлена и визуальной
речью, обретая статус письменного высказывания, и актуализируемой устно или письменно
вербальной речью, и речью, опознаваемой на уровне пластики человеческого тела, и т. п.);
а во-вторых, оттенками смысла, который, будучи субъективным феноменом, обретает
в процессе коммуникации интерсубъективный характер.

Ключевые слова: музыкальная коммуникация, риторический канон, композитор –
исполнитель – слушатель


Полный текст:

PDF (English)


DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2022.2.146-158

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.