Топосы и нарратив в классической инструментальной музыке: Ideen и il filo в клавирной сонате В. А. Моцарта KV311/284с

Irina P. Susidko

Аннотация


Статья посвящена рассмотрению тематизма и тематического развития
в первой части сонаты В. А. Моцарта KV 311/284c (1777) – корреляции современного и
исторического подходов к анализу тематических процессов в инструментальной композиции:
1) соотношение музыкально-теоретических понятий, входивших в лексикон Вольфганга
Амадея и Леопольда Моцартов (Ideen, il filo), с комплексом музыкально-аналитических
терминов нашего времени, сформированных как в русле исторически информированной
теории, так и в контексте общей теории музыкальной композиции и формы; 2) сопоставление
методов исследования музыкально-тематического плана в англо-американском и российском
музыковедении последнего полувека.
Соната KV311/284с не входит в число моцартовских сочинений, которые были изучены
с точки зрения теории топосов, что делает её актуальной для анализа. В статье определены
топосы в первом Allegro, показано их распределение в сонатной форме, прослежена
логика мотивно-тематических преобразований. В музыкознании последней трети XX–
XXI веков подобие «сюжета», складывающегося из соотношения элементов музыкального
текста (тональных, гармонических, мелодических, фактурных, динамических и пр.),
начало рассматриваться c привлечением концепции нарративного анализа. Такой сюжет
в сонате Моцарта развёртывается на двух уровнях. Первый – это типичная для сонатной
формы «выводимость» всех тем из главной темы, то есть некая «облигантная тонфабула»
сонатной композиции (Ростислав Берберов). Второй уровень – наличие индивидуальной
интонационной фабулы (Инна Барсова), реализующейся на уровне соотношения мотивов.
В этой фабуле реализуется архитипический нарратив комедии, описанный Байроном Алменом.
В статье сделан вывод, что значительные перспективы имеет как нарратологический
анализ, так и выявление «общего» классического музыкального языка в произведениях
Моцарта. В то же время соотношение между понятиями, вошедшими в научный арсенал
в наше время, и понятиями, пришедшими из XVIII века, отнюдь не однозначно. Современные
термины «нарратив» и «топос» определяют прежде всего типологические модели, в то время
как термины, взятые из личного общения Вольфганга и Леопольда Моцартов, фиксируют
индивидуальные интерпретации в конкретных композициях.

Ключевые слова: сонаты В. А. Моцарта, соната KV 311/284c, музыкальный нарратив,
музыкальные топосы XVIII века


Полный текст:

PDF (English)


DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2022.2.123-133

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.