Кульминирующий финал в симфонии «Гармония мира» Пауля Хиндемита

Olga V. Shmakova

Аннотация


Кульминирующая функция симфонического финала возникает в циклах,
в которых его положение усиливают усложнённая форма, крупный масштаб, тональная
определённость, завершение развития сквозных образно-интонационных линий цикла,
а также смысловая значимость в концепции. Активный процесс тематического
синтезирования в финале аккумулирует, сгущает музыкальные события в итоговой фазе
драматургии. В результате некое «окончательное» высказывание становится результатом
направленного становления художественной идеи от части к части и воплощается
композитором в качестве финального образа.
В статье целью является рассмотрение кульминирующей функции финала на примере
«Гармонии мира» П. Хиндемита. Тем самым определяется комплекс задач: выявить признаки
кульминирующего финала на уровне структуры, тональной драматургии, интонационной
драматургии, воплощения художественной идеи цикла. В результате исследования
показано, что финал написан в масштабной контрастно-составной форме. Последняя
часть цикла устойчива тонально и направлена в итоге к одноимённому E dur’у, завершает
монотематический процесс как движение от темы вступления I части к финальным темам
фуги и пассакальи. На концептуальном уровне утверждается генеральный образ – Космоса,
вбирающий энергичность образа Земли и нивелирующий дисгармоничность образа
Человека. Финал становится апофеозом Гармонии Мира.

Ключевые слова: Хиндемит, финал, драматургия, кульминация, концепция, гармония
мира


Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2022.2.074-082

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.