Семантические функции музыкальных цитат в фильме Л. Висконти «Туманные звёзды Большой Медведицы»

Anastasia A. Komarova

Аннотация


Исследование посвящено функциям музыкальных цитат в фильме
«Туманные звёзды Большой Медведицы» (1965) выдающегося итальянского режиссёра-
неореалиста Лукино Висконти. В статье впервые в истории отечественной киномузыки
подробно анализируется аудиальная сторона этой картины, её взаимодействие с видеорядом.
В России среди обширного режиссёрского наследия Л. Висконти «Туманные звёзды Большой
Медведицы» наименее изучены. По мнению автора, такая ситуация сложилась по причине
нейтральных и негативных оценок ленты советскими и зарубежными кинокритиками.
Спустя годы, российскими исследователями эти тенденции так и не были преодолены.
Главная проблема такого невнимания видится в сложности анализа кинотекста фильма.
На протяжении всей картины звучат двадцать музыкальных цитат из «Прелюдии, хорала и
фуги» С. Франка и популярной музыки, например, E se domani К. А. Росси и Дж. Калабрезе,
Strip Cinema П. Кальви, Io che non vivo П. Донаджо и В. Паллавичини и др. Режиссёр
работает с цитатным материалом, создавая звукозрительный контрапункт. Он «сталкивает»
видеоряд и музыкальные цитаты не только по вертикали, но и противопоставляет друг
другу музыкальные пласты по горизонтали. В результате взаимодействия в кинотексте
музыкальные цитаты выполняют ряд композиционно-драматургических и семантических
функций.

Ключевые слова: Лукино Висконти, Сезар Франк, музыкальная цитата, смысл,
кинематограф, «Туманные звёзды Большой Медведицы»


Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2022.2.043-051

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.