С чего начинается русская музыка? Casus Глинки в биографической серии «Жизнь замечательных людей»

Lyubov A. Kupets

Аннотация


Со второй половины XIX века фигура Михаила Ивановича Глинки
становится доминантной для конструирования всей истории русской музыки и понимания
значимости иных отечественных композиторов. Среди множества исторических и
теоретических исследований российского музыкознания выделяется публикация биографий
музыканта в научно-популярной серии «Жизнь замечательных людей» (1892–2019).
Исследование авторских нарративов в историко-культурном контексте выявило такие
механизмы культурного ресайклинга в интерпретации личности и творчества Глинки, как
феномен «забывания», эффект «двойного ресайклинга», «личностный подход». Автор статьи
прослеживает несколько моделей биографики, особенности которых резонируют историко-
культурным, политическим ориентирам эпохи и профессиональным предпочтениям авторов
этих изданий.
Книга о Глинке Серебряного века представляет собой некий «путеводитель по жизни», в
котором своеобразно сочетается викторианский биографический канон и психологический
очерк с позитивистским акцентом. «Советский» имидж композитора формируется
постепенно, устойчиво фиксируясь в 1940–1950-е годы. Для него характерными становятся
как тенденция к визуализации нарративов, связанная с влиянием кинематографа (от «романа
о композиторе» – до «сценария фильма для молодого поколения»), так и идеологическая
ангажированность биографии Глинки (максимальное приближение его к канонам
соцреализма). В XXI веке ведущим принципом в конструировании образа композитора
видится демифологизация советского канона и принципиальная ориентация на интернет-
публику поколения миллениалов.

Ключевые слова: Михаил Глинка, серия «Жизнь замечательных людей», биографический
канон, культурный ресайклинг, Сергей Базунов, Екатерина Лобанкова


Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2022.1.143-155

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.