«Утреня» Кшиштофа Пендерецкого: к вопросу о влиянии музыкальных традиций православия
Аннотация
Объектом изучения в статье стало масштабное сочинение Кшиштофа
Пендерецкого «Утреня», созданное в 1970–1971 годах под впечатлением от посещения
богослужений Страстной седмицы и Пасхи в Троице-Сергиевой лавре. Автор анализирует
вербальную основу сочинения, поясняя принципы отбора словесных текстов, обосновывает
связь отдельных приёмов положения слова на музыку с тенденциями в развитии
хоровой музыки 1950–1960-х годов. Анализ фактурных и тембровых особенностей
сочинения выявляет три основных источника композиционно-технических решений:
собственные приёмы хорового письма К. Пендерецкого, использованные в Stabat Mater и
в «Страстях по Луке»; новации послевоенного авангарда, получившие распространение
в творчестве Карлхайнца Штокхаузена, Луиджи Ноно, Маурисио Кагеля, Дьёрдя Лигети;
интонационно-фактурные элементы хорового письма, типичные для православной
службы. Все эти составляющие хорового письма Пендерецкого органично сочетаются
друг с другом в рамках воплощения яркой звуковой картины кульминационных служб
церковного года, отражая крайний контраст между оплакиванием Христа (утреня
Великой Субботы) и ликованием о его воскресении (пасхальная утреня). Отдельный
вопрос, изучаемый в статье, – место духовных сочинений в наследии Пендерецкого и
взаимосвязь между хоровыми опусами композитора, созданными в период с 1962 по
1971 год.
Ключевые слова: Кшиштоф Пендерецкий, хоровая музыка, православие и католицизм,
послевоенный авангард, слово и музыка, фонемная композиция, фактура, тембрика
Полный текст:
PDFDOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2022.1.071-082
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.