Инновационные перспективы художественного образования

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Аннотация. В данной статье предлагается рассмотреть те факторы современного
реформирования художественного образования, которые представляются наиболее
перспективными, а именно – разработка кластерной технологии образовательных программ,
осознание роли процессов глобализации и внедрение когнитивно-герменевтической
методологии обучения. Идея разработки кластерной технологии образовательных программ
исходит из констатации того, что преподавание большинства дисциплин в художественных
вузах отличается полной разобщённостью. Намного более эффективным представляется
целенаправленное изучение цикла специальных предметов в их тесной связи с освоением
всего круга гуманитарных знаний, традиционно преподносимых в процессе вузовского
образования. Таким образом, речь в данном случае идёт о мультидисциплинарном подходе,
который самым настоятельным образом требует использования в образовательном
процессе кластерного принципа. Осознание роли процессов глобализации побуждает
к преодолению раздельного преподнесения образовательного материала, а это начинается
с того, что воздвигается некая стена между отечественным и зарубежным искусством,
в результате чего выпускники наших вузов нередко не способны соотнести явления, единые
по своей хронологии и внутренней сути, но разнолежащие территориально. Относительно
когнитивно-герменевтической методологии обучения в образовательной сфере важно
акцентировать то, что когнитивистика и герменевтика как механизмы познания и понимания
– это взаимодополняющие понятия, которые в паре своей определяют направленность на
активное, осознанное восприятие артефактов и стремление понять их суть и смысл. При
этом самоочевиден онтологический эффект: художественное произведение расценивается
как особый тип претворения и обобщения человеческого опыта, а через познание-понимание
искусства осуществляется познание-понимание мира и человека.

Ключевые слова: реформирование художественного образования, разработка кластерной
технологии образовательных программ, осознание роли процессов глобализации, внедрение
когнитивно-герменевтической методологии обучения


Полный текст:

PDF

Литература


Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe [The World Artistic Culture as a Systemic Whole]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 528 p. (In Russ.).

Demchenko A. I. Mirovoy khudozhestvennyy protsess. Evolyutsiya i zakonomernosti [The World Artistic Process. Evolution and Patterns]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2019. 1000 p. (In Russ.).

Demchenko A. I. Smyslovye kontsepty vsemirnogo khudozhestvennogo naslediya [Semantic Concepts of the World Artistic Heritage]. Moscow: Nauka, 2021. 620 p. (In Russ.).

Druskin M. S. Issledovaniya, vospominaniya [Research Works, Memoirs]. Moscow; Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1977. 269 p. (In Russ.).

Asaf'ev B. V. Kniga o Stravinskom [A Book about Stravinsky]. Leningrad: Muzyka, 1977. 280 p. (In Russ.).

Stravinskiy – publitsist i sobesednik [Stravinsky – Publicist and Interlocutor]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1988. 504 p. (In Russ.).

Banshchikov G. I. «K schast'yu, mne ne prikhodilos' menyat'sya v zavisimosti ot ocherednogo desyatiletiya» [“Fortunately, I Didn’t have to Change Depending on the Next Decade”]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1990. No. 2, pp. 2–9. (In Russ.).

Stravinskiy I. Stat'i, vospominaniya [Articles, Memoirs]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1985. 528 p. (In Russ.).

Arnol'd Shenberg – Vasiliy Kandinskiy. Dialog zhivopisi i muzyki [Arnold Schoenberg – Wassily Kandinsky. A Dialogue Between Painting and Music]. Moscow: Pinakoteka, 2001. 175 p. (In Russ.).

Belinskiy V. G. Polnoe sobranie sochineniy [Compilation of Complete Works]. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1956. Vol. 10. 474 p. (In Russ.).

Shchedrin R. K. Otstaivat' vysokie gumanisticheskie idealy [To Defend Lofty Humanistic Ideals]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1980. No. 2, pp. 3–5. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.4.145-160

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.