«Магия повтора» в музыке Ираиды Юсуповой

Yuliya N. Panteleeva

Аннотация


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению композиционного метода современного
российского композитора Ираиды Юсуповой. В центре внимания находятся три сочинения
– «Портрет жены художника» (2012), «Поликордия» (2001), «Прекрасные ивы в прекрасном
амбиенте» (2010). Определение «магия повтора», вынесенное в название статьи,
принадлежит композитору Николаю Сидельникову, педагогу Юсуповой по композиции
в Московской консерватории. Несмотря на метафоричность, это понятие удачно передаёт
своеобразие сочинений Юсуповой. В её композиционной технике присутствуют методы,
близкие к репетитивности, а также существенно отличающиеся от них. Первый тип
представлен сочинением «Портрет жены художника», второй характерен для произведений
«Поликордия» и «Прекрасные ивы в прекрасном амбиенте». В анализе композиции
«Портрет жены художника» выдвигается гипотеза о криптофоническом характере данного
произведения-портрета. Исследовательское предположение, нашедшее подтверждение,
базируется на свойствах звукового материала, который является музыкальным воплощением
композиторского имени. Идея повторности реализована здесь средствами репетитивной
техники. Метод «стихийной полифонии» (термин Юсуповой) раскрывается на примере двух
других рассматриваемых в статье сочинений.

Ключевые слова: Ираида Юсупова, метод повтора, репетитивность, современная русская
музыка, «стихийная полифония»


Полный текст:

PDF

Литература


Gulyanitskaya N. S. Muzykal'naya kompozitsiya: modernizm, postmodernizm. Istoriya, teoriya, praktika [Musical Composition: Modernism, Postmodernism. History: Theory, Practice]. Moscow: Yaazyki slavyanskoy kul'tury, 2014. 368 p. (In Russ.).

Gulyanitskaya N. S. O sovremennoy kompozitsii: uchebnoe posobie [About Contemporary Composition: Tutorial Manual]. Moscow: Muzyka, 2019. 176 p. (In Russ.).

Man'kovskaya N. B. Transformatsiya esteticheskoy paradigmy [Transformation of an Aesthetic Paradigm]. Estetika na perelome kul'turnykh traditsiy [Aesthetics at a Break of Cultural Traditions]. Edited by N. B. Man'kovskaya; RAS, Institute of Philosophy. Moscow, 2002, pp. 5–24. (In Russ.).

Sarab'yanov D. V. Pered zerkalom vremeni. Zametki o russkom avtoportrete [In Front of the Mirror of Time. Notes on the Russian Self-Portrait]. Znanie – sila [Knowledge is Strength]. 1977. No. 7, pp. 44–47. (In Russ.).

Kasmynina E. I. Ambient-kompozitsiya v tvorchestve Iraidy Yusupovoy: “Polikordiya” dlya bespedal'noy arfy, violoncheli, royalya i fonogrammy [Ambient-Composition in the Music of Iraida Yusoupova: Polychordia for Harp, Cello, Piano, and Phonogram]. Issledovaniya molodykh muzykovedov: sbornik statey po materialam konferensii 7–8 aprelya 2015 goda v RAM im. Gnesinykh [Research Works by Young Musicologists: Compilation of Articles Based on the Materials of the Conference April 7–8, 2015 at the Russian Gnesins’ Academy of Music]. Edited by T. I. Naumenko. Moscow, 2016, pp. 86–89. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.025-033

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.