Образ Богоматери «Живоносный источник» в иконописи и певческой традиции: глубинная синергия средств выразительности
Аннотация
Аннотация. Сохранившаяся в сербском городе Ниш (родина императора Константина)
фреска Богородицы «Живоносный источник» даёт автору основания для размышления
о глубинных процессах синтеза храмового искусства, объединяющего не только пространство
храма, службу святому, иконописный ряд, но и структуру и цветопись текста песнопений.
Службу «Богородице Живоносный источник» автор обнаружил в певческой рукописи
собрания Дмитрия Васильевича Разумовского (Российская государственная библиотека),
относящейся ко второй половине XVII века. Анализ синергии цветового решения фрески
города Ниш, цветописи текста стихир и их композиционной и мелодической структуры
позволяет рассматривать совокупность этих свойств как богатый ресурс для изучения всего
храмового творчества. Пример перихорисиса (обмена энергиями) художественных средств
фрески храма Богородицы города Ниш и певческой службы в честь Богородицы «Живоносный
источник», созданных в Сербии и в России в одно время – во второй половине XVII века,
демонстрирует канонизированный дидактический принцип обучения через храмовое
искусство, а именно донесение догматических основ вероучения через синергию всех
художественных средств, принимающих участие в храмовом действе. Перихорисис здесь
– объединение энергий цветописи текста песнопений, мелодических формул и цветового
решения иконного образа.
Ключевые слова: Богородица «Живоносный источник», фреска города Ниш, цветопись
текста службы, композиционная и мелодическая структура стихир, синергия средств,
перихорисис
Полный текст:
PDFЛитература
Rakocija M. Manastir Sv. Bogorodice u Sićevačkoj klisuri [Monastery of the Holy Mother of God in the Sićevaćka Gorge]. Nich, 2007. 133 p. (In Serbian).
Alekseeva G. V. K izucheniyu protsessov translyatsii vizantiyskoy tserkovnoy pevcheskoy traditsii v iskusstve Rossii i Korei [Concerning the Study of the Processes of Transmission of the Byzantine Tradition of Church Singing in the Art of Russia and Korea]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 96–103. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.096-103. (In Russ.).
Alekseeva G. V. Neischerpaemyy resurs khramovogo iskusstva [Inexhaustible Resources of Church Art]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 59–67. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.059-067. (In Russ.).
Kolyadenko N. P. Sinestetichnost' muzykal'no-khudozhestvennogo soznaniya: monografiya [Synesthetic Qualities of Musical and Artistic Consciousness: Monograph]. Novosibirsk: Novosibirsk State M. I. Glinka Conservatory (Academy), 2005. 392 p. (In Russ.).
Vasilik V. V. Proiskhozhdenie kanona (bogoslovie, istoriya, poetika) [Origin of the Canon (Theology, History, Poetics)]. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University, 2006. 306 p. (In Russ.).
Velichko A. A. Poetika tsveta v khudozhestvennykh tekstakh kak sredstvo ob"edineniya glubinnykh individual'nykh i obshchelingvokul'turnykh simvolov [Poetics of Colour in Literary Texts as the Means of Uniting Together Deep Individual and Linguo-Cultural Symbols]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research]. 2014. No. 6–4, pp. 851–854. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34254 (30.10.2021). (In Russ.).
Bobrov Yu. G. Osnovy ikonografii drevnerusskoy zhivopisi [Fundamentals of the Iconography of Early Russian Painting]. St. Petersburg: Mifril, 1995. 108 p. (In Russ.).
Kibardina S. M., Vashik K. Otkrytie ikony. Leksikon ikonopisi [Open Icons. Lexicon of Icon Painting]. Moscow: R. Valent, 2018. 412 p. (In Russ.).
DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.016-024
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.