Саунд-драма: стилистические особенности и опыт презентации в отечественном искусстве начала XXI века

Marina L. Zaitseva, Yankelika I. Sushkova-Irina, Anatoly V. Budanov

Аннотация


Статья посвящена вопросам исследования синтетических жанров современного
искусства. Обоснована актуальность в современной арт-практике жанра саунд-драмы,
впитавшего традиции музыкального и драматического театров и ставшего притягательной
экспериментальной площадкой для поиска новых средств выразительности и режиссёрских
приёмов. На основе изучения библиографических источников и музыковедческой
литературы выявлены стилистические особенности жанра саунд-драмы. Определены
традиционные и инновационные приёмы использования музыкального звучания в
акустическом пространстве избранных спектаклей студии SounDrama и Творческой
лаборатории «Акустическая читка» под руководством В. Н. Панкова, Центра драматургии
и режиссуры г. Москвы (ЦДР).

Ключевые слова: саунд-арт, саунд-драма, Владимир Панков, студия SounDrama, Таисия
Каныгина, Центр драматургии и режиссуры.


Полный текст:

PDF

Литература


Al'-Khatib I., Zaytseva, M. L. Osobennosti stsenicheskoy interpretatsii opery “Evgeniy Onegin” P. I. Chaykovskogo rezhisserom E. Ar'e v postanovke Bol'shogo teatra (2019) [The Particularities of the Stage Interpretations of Piotr Tchaikovsky’s “Eugene Onegin” Directed by Eugene Aryeh in the Production of the Bolshoi Theater (2019)]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2021. No. 1, pp. 145–153. DOI: 10.33779/2587-6341.2021.1.145-153.

Bart R. Raboty o teatre [Barthes R. Works about the Theater]. Translation from French by M. Zerchaninov. Moscow: Ad Marginem Press, 2014. 176 p.

Gadamer G. G. Istina i metod [Gadamer H. G. The Truth and Method]. Moscow: Progress,1988. 733 p.

Gudachev O. M. Prostranstvennaya kompozitsiya v novoy muzyke kontsa XX – nachala XXI veka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Spatial Composition in the New Music of the Late 20th and Early 21st Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2019. 24 p.

Zhukovskaya A., Nefedova A., Dorozhkina E., Nasyrova I., Repina M. Slovar' soundrama [Soundrama Dictionary]. Zamysly [Conceptions]. 2019. No. 4 (6), pp. 559–563.

Kazakova S. V. Audial'naya kul'tura: mnogoobrazie issledovatel'skikh diskursov [Auditory Culture: The Diversity of Research Discourses]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstva [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. 2010. No. 3 (35), pp. 77–82.

Keyn B. Saund-stadiz v obkhod audial'noy kul'tury: kritika ontologicheskogo povorota (per. M. Shkurko, V. Brodskoy) [Sound-Study Bypassing Auditory Culture: Criticism of the Ontological Turn (translated by M. Shkurko and V. Brodskoy)]. Gorodskie issledovaniya i praktiki [Urban Studies and Practices]. 2017. No. 4 (2), pp. 20–38.

Kuklev A. V. “Koronatsiya Poppei” kak obrazets opernogo stilya K. Monteverdi [“The Coronation of Poppea” as an Example of C. Monteverdi’s Operatic Style]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod]. 2012. No. 2 (1), pp. 386–389.

Lavrova S. V. Dve storony zvukovogo vospriyatiya novoy muzyki: Kh. Lakhenmann – energiya ispolnitel'skogo zhesta i novyy tip slushaniya [Two Sides of the Sound Perception of New Music: Helmut Lachenmann – the Energy of the Performing Gesture and a New Type of Listening]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie [Bulletin of Saint Petersburg University. Arts]. 2013. No. 3 (4), pp. 23–27.

Petrov V. O. Instrumental'nyy teatr XX veka: istoriya i teoriya zhanra: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [20th Century Instrumental Theater: History and Theory of the Genre: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Saratov, 2014. 48 p.

Serdyukov A. A. Traditsii improvizatsii v sovremennoy akademicheskoy muzykal'noy kul'ture: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Traditions of Improvisation in Modern Academic Musical Culture: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2017. 35 p.

Sizova M. I. Performativnost' “novoy dramy” [Performativity of the “New Drama”]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Samara State University]. 2011. No. 7 (17), pp. 115–119.

Chukhrov K. K. Antropologiya performativnosti: k voprosu o kritike teatra v sovremennoy filosofii [Anthropology of Performativity: On the Issue of Theater Criticism in Contemporary Philosophy]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Seriya “Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie” [RSUH Bulletin “Philosophy. Sociology. Art Studies” Series]. 2012. No. 17 (97), pp. 134–143.

Teatral'nye vpechatleniya Pavla Rudneva [Pavel Rudnev’s Theatrical Impressions]. Novyy mir [New World]. 2006. No. 9. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2006/9/teatralnye-vpechatleniya-pavla-rudneva-17.html (04.05.2021).

Bull M., Back L. Auditory Culture Reader. Quine and Ontology. Principia. 2003. Vol. 7, No. 1–2, pp. 41–74.

Erlmann V. Hearing Cultures. Essays on Sound. Listening and Modernity. 2004. Vol. 6, No. 2–3, pp. 23–33.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.175-184

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.