«Русское» в музыке зарубежных композиторов на «русскую тему»

Liudmila P. Kazantseva, Polina S. Volkova

Аннотация


В статье ставится вопрос о том, как видится «русское» композиторами, принадлежащими
другим национальным культурам. Судить об этом позволяет внушительный корпус опусов
на «русскую тему». «Русское» в них реализуется посредством уточняюще-разъясняющих
заголовков и арсенала музыкальных средств и приёмов. Весьма многообразные подходы к
теме систематизированы и объединяют три «лика» «русского». В одном из них оно трактуется
как обозначение государства («русское» отождествляется с «российским»), маркерами
которого становятся географические названия (Россия, её реки, регионы, столицы и города),
Север как географическая дислокация, вехи исторического прошлого, коронованные особы
и события жизни царской семьи. Другой аспект показывает общественную и частную
жизнь человека («русское» превращается в «этнографическое»), открывающуюся через
использование в названиях слов русского лексикона, русских имён собственных, атрибутов
быта (сани, тройка), через звучание русской песни и наигрыша, танцевальные жанры,
тембры национальных инструментов, фрагменты из произведений русских композиторов и
тексты русских литераторов. Третий ракурс освоения русского акцентирует православие как
религиозную составляющую русского мира («русское» предстаёт как «конфессиональное»).
Религиозный аспект русского раскрыт усилиями Бальдассаре Галуппи, Катерино Кавоса,
Джона Тавенера, Арво Пярта.
Обзор многочисленных примеров воплощения «русской темы» зарубежными
композиторами показывает гибкость, расплывчатость географических и этнических границ
«русского» в их музыке.

Ключевые слова: русская тема в музыке, Бальдассаре Галуппи, Катерино Кавос, Джон
Тавенер, Арво Пярт, русская народная песня.


Полный текст:

PDF

Литература


Antonenko E. Yu. Bal'dassare Galuppi i muzyka dlya pravoslavnoy liturgii [Baldassare Galuppi and Music for the Orthodox Christian Liturgy]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato- Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. V. Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Ser. V. Questions of History and Theory of Christian Art]. 2017. Issue 28, pp. 49–56.

Dolgushina M. G. Kamernaya vokal'naya muzyka v Rossii pervoy poloviny XIX veka v ee svyazyakh s evropeyskoy kul'turoy [Chamber Vocal Music in Russia during the First Half of the 19th Century in its Connections with European Culture]. St. Petersburg: Kompozitor. 2014. 446 p.

Kayak A. B. Russko-evraziyskaya tsivilizatsiya: vzaimodeystvie muzykal'nykh kul'tur (IX – nachalo XX vv.) [The Russian-Eurasian Civilization: The Interaction of Musical Cultures (From the 9th to the Early 20th Century)]. Polygnozis. 2007. No. 1 (29), pp. 76–95.

Ryzhkova N. A. Muzykal'nye batalii v Rossii [Musical Battles in Russia]. Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya [The Art of Music: Theory and History]. 2011. No. 1–2, pp. 127–141.

Stasov V. V. Stat'i o muzyke: v 5 vyp. [Articles about Music: In 5 Issues]. Issue 3. 1880– 1886. Moscow: Muzyka, 1977. 354 p.

Shamkhalova P. Sh., Kazantseva L. P. Dzh. Tavener. Monodrama “Smert' Ivana Il'icha”: k voprosu ob interpretatsii odnoimennoy povesti L. N. Tolstogo [The Death of Ivan Ilyich: Concerning the Question of Interpreting Leo Tolstoy’s Novelette of the Same Title]. Promlemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 1, pp. 106–114. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.106-114.

Shigaeva E. Yu. Russkaya tema v zapadnoevropeyskom muzykal'nom teatre (konets XVIII – nachalo XX vv.): dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Russian Theme in Western European Musical Theatre (From the Late 18th to the Early 20th Century): Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kazan, 2014. 327 р.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.154-166

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.