Концертная симфония, К. 364 Моцарта: оперные традиции Просвещения

Roberto Alonso Trillo

Аннотация


В своей биографической книге о Моцарте Джулиан Раштон утверждает, что диалогическое
письмо является неотъемлемой чертой концертов Моцарта, но оно «обычно происходит между
солистом и оркестром, а не между двумя отдельными “персонажами”», и этот факт побуждает
Раштона рассматривать Концертную симфонию [К. 364] как краткое утешение «при отсутствии
возможности написать оперу». Данная статья переводит это заявление в вопрос: почему и
каким образом Моцарт мог перенаправить своё стремление сочинить оперу на Концертную
симфонию? В попытке найти ответ автор статьи анализирует ряд аспектов подхода Моцарта
к жанру концертной симфонии с двух основных точек зрения. Во-первых, представляет краткую
историческую справку о К. 364 Моцарта как основу для рассмотрения понимания Барри С. Бруком
жанра concertante, как относящегося к настроениям эпохи Просвещения, и потенциального
интереса Моцарта к ним, что возможно ведёт Моцарта к внедрению драматических диалогов.
Во-вторых, проводит анализ взаимодействия между оперными и инструментальными
особенностями, обнаруженными во второй части К. 364 в сопоставлении с некоторыми оперными
произведениями Моцарта, особенно созданными одновременно или сразу после написания
Концертной симфонии. Затрагиваются также интерпретация Саймоном Кифом диалогически-
драматического подхода к инструментальной музыке Моцарта; вопросы влияния оперы на
фортепианные концерты; исследование Чарльза Розена, изучающего воздействие принципов
развития, перенесённых Моцартом из его инструментальной музыки в оперные сочинения.

Ключевые слова: Концертная симфония, эпоха Просвещения, Вольфганг Амадей Моцарт,
теория сонаты, музыкальный драматизм, опера.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Brook B. S. The Symphonie Concertante: Its Musical and Sociological Bases. International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. 1994. Vol. 25, No. 1/2, pp. 131–148.

Brook B. S. The “Symphonie Concertante”: An Interim Report. The Musical Quarterly. 1961. Vol. 47, No. 4, pp. 493–516.

Chiang C. A Historical Technique from a Modern Perspective: The Transcription Scordatura in Mozart’s Sinfonia Concertante for Violin, Viola and Orchestra in E-flat Major K. 364: Dissertation for Doctor of Musical Arts. University of Cincinnati, 2011. 70 p.

Carter T. Two into Three Won’t Go? Poetic Structure and Musical Forms in Mozart’s Idomeneo. Cambridge Opera Journal. 2012. Vol. 23, No. 3, pp. 229–248.

Clive P. Mozart and his Circle: a Biographical Dictionary. NH: Yale University Press, 1993. 242 p.

De Montesquieu B. The Spirit of the Laws. Ed. Isaac Kramnick. NY: Penguin Books Ltd., 1995. 704 p. (In The Portable Enlightenment Reader).

de Voltaire F. A. Political Essays. Ed. Isaac Kramnick. NY: Penguin Books Ltd., 1995, 704 p. (In The Portable Enlightenment Reader).

Hepokosky J. & Darcy W. Elements of Sonata Theory: Norms, Types, and Deformations in the Late-Eighteenth-Century Sonata. NY: Oxford University Press, 2006. 692 p.

Jones P. W. The Concerto at Mannheim c. 1740–1780. Proceedings of the Royal Musical Association. 1969–1970. Vol. 96, pp. 129–136.

Keefe S. P. Mozart’s Piano Concertos: Dramatic Dialogue in the Age of Enlightenment. Rochester, NY: Boydell Press, 2001. 216 p.

Kim K. E. Jean-Baptiste Davaux and his symphonies concertantes: Dissertation for Ph.D. University of Iowa, 2009. 468 p.

Parcell A. D. The “Symphonies Concertantes” of Giuseppe Maria Cambini: Dissertation for Ph.D. University of Cincinnati, 1984. 214 p.

Rosen C. The Classical Style: Haydn, Mozart, Beethoven. NY: W. W. Norton, 1998. 729 p.

Rumph S. Mozart and Enlightenment Semiotics. LA: University of California Press, 2011. 286 p.

Rushton J. Mozart. NY: Oxford University Press, 2009. 320 p.

Spaethling R. (Ed. and trans.). Mozart’s Letters, Mozart’s Life. NY: W.W. Norton & Company, 2006. 494 p.

Stoltie J. M. A Symphonie Concertante Type. The Concerto for Mixed Woodwind Ensemble in the Classical Period: Dissertation for Ph.D. University of Iowa, 1962. 284 p.

Till N. Mozart and the Enlightenment: Truth, Virtue, and Beauty in Mozart’s Operas. NY: W. W. Norton, 1996. 371 p.

Zaslaw N. (Ed.) The Complete Mozart: A Guide to the Musical Works of Wolfgang Amadeus Mozart. NY: W. W. Norton & Company Inc., 1990. 368 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.097-111

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.