Смысловые структуры музыкального текста и практическая семантика

Liudmila N. Shaymukhametova

Аннотация


Содержание музыкального текста, в отличие от нотного текста с его параметрами композиции
и грамматики, не описывается теоретиками и практиками в структурных категориях. Устойчива
традиция узкой грамматической направленности обучения чтению и интерпретации нотного
текста. В анализе музыкального произведения преобладают либо грамматико-синтаксический
(в теоретических дисциплинах), либо интуитивно-художественный (в исторических
дисциплинах) аспекты. Структурный подход позволяет изменить результаты проникновения в
глубины музыкального содержания. С этим направлением по разработке технологии анализа
и чтения смысловой организации музыкального текста знакомит читателей предлагаемая
статья. Рассматривается структура интонационных формул с закреплёнными значениями и их
свойства наращивания вторичных смысловых образований при миграции из текста в текст
одного композитора или сочинений разных жанров и стилей. Статья содержит информацию
и ссылки на результаты исследований и публикации в области практической семантики –
нового направления в работе российских учёных под руководством автора статьи в научно-
исследовательском коллективе Лаборатории музыкальной семантики.

Ключевые слова: музыкальная семантика, анализ музыкальных произведений, Лаборатория
музыкальной семантики, интонационная лексика, мигрирующая интонационная формула.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Alekseeva I. V. Basso-ostinato i ego rol' v tekstovoy organizatsii instrumental'noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokko: issledovanie [Basso-Ostinato and Its Role in the Textual Organization of West European Baroque Instrumental Music: Research]. Ufa State Academy of Arts. Ufa: Gilem: Bashkirskaya entsiklopediya [Bashkir Encyclopedia], 2013. 292 p.

Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Мoscow: Kompozitor, 1998. 343 p.

Asfand'yarova A. I. Fortepiano i sintezator. Tembrovye eskizy klavirnykh sonat Y. Gaydna [The Piano and the Synthesizer. Timbral Sketches for Haydn’s Clavier Sonatas]. St. Petersburg: Lan', 2017. 80 p.

Gareeva M. A. Strukturno-semanticheskiy fenomen geroya kak atribut teatral'nosti v tematizme fortepiannykh sonat Motsarta [The Structural-Semantic Phenomenon of the Main Protagonist as an Attribute of Theatricality in the Thematicism of Mozart’s Piano Sonatas]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 118–126. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.118-126.

Shaymukhametova L. N. Rolevye igry v klasse fortepiano [Role Playing in Piano Instruction]. IKONI / ICONI. 2021. No. 1, pp. 160 –167. DOI: 0.33779/2658-4824.2021.1.160-167.

Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy [Semantic Analysis of a Musical Theme]. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 1998. 298 p.

Shaymukhametova Liudmila N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.

Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.086-096

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.