Феномен цифровизации музыки как фактор новых социокультурных трансформаций

Anna V. Popova, Svetlana S. Gorokhova, Guzel M. Aznagulova, Marianna G. Abramova

Аннотация


В предлагаемой статье рассматривается проблема взаимодействия классической и
современной музыки, созданной на основе инновационных технологий, в том числе
с использованием цифровых технологий. Анализируются вопросы их воздействия на все
этапы музыкальной индустрии, начиная с создания музыкальных произведений различных
жанров, их исполнения и заканчивая фиксацией результата на носителях информации.
Авторы уделяют внимание историческим вехам внедрения в музыкальное искусство
передовых технологий. В работе поднимаются проблемы культурологических последствий
воздействия новых технологий на музыкальный мир, а также затрагиваются некоторые
аспекты, связанные с научно-техническим прогрессом в музыке.
Авторы приходят к выводу, что в целом, независимо от отсутствия в музыкальном
сообществе парадигмы восприятия электронных инноваций, процесс «цифровизации»
музыки (хотя бы в какой-то части её создания, воспроизведения или же восприятия) достаточно
релевантен современным трендам развития культуры в целом и музыкальной культуры
в частности. Поэтому, указывая на некоторые негативные аспекты цифрового воздействия
технологий на музыку, авторы приходят к выводу о закономерности указанного процесса,
продолжающего тенденцию совершенствования классических музыкальных инструментов
и акустики концертных залов, только на принципиально новом уровне, соответствующем
современному состоянию развития технологий.

Ключевые слова: музыка, музыкальная композиция, фонограф, синтезатор, вокодер,
компьютерные технологии, сэмпл, сэмплирование, микширование.


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseev A. P., Alenin A. A. Metody vnedreniya informatsii v zvukovye fayly formata MIDI [Methods of Introducing Information into Sound Files of the MIDI Format]. Infokommunikatsionnye tekhnologii [Info-Communication Technologies]. 2011. Vol. 9, No. 1, pp. 84–89.

Baybekov O. M., Kurmangalieva M. S. Semplirovanie kak protsess integratsii novykh tekhnologiy v muzykal'nuyu kul'turu Kazakhstana [Sampling as the Process of Integration of New Technologies into the Musical Culture of Kazakhstan]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 3, pp. 65–76. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3.065-076.

Voloshina L. K. Kontsept uchebnoy programmy A. Enfi “simfo-elektronnaya muzyka” kak “dukhovnyy inzhektor” rossiyskoy pedagogiki iskusstva [The Concept of Aram Enfi’s Curriculum “Sympho-Electronic Music” as a “Spiritual Injector” of Russian Pedagogy of Art]. Pedagogika iskusstva [Pedagogy of Art]. 2015. No. 2, pp. 350–355.

Zhivaykin P. L. Sovremennyy podkhod k aranzhirovke klassicheskikh proizvedeniy dlya sintezatora i detskogo ansamblya sintezatorov [The Modern Approach to the Arrangement of Classical Works for Synthesizer and Children’s Ensemble of Synthesizers]. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii: sb. st. [Musical Computer Technologies: Compilation of Articles]. Herzen State Pedagogical University of Russia. St. Petersburg, 2018, pp. 15–23.

Lavelina Zh. A. Kanon I. Pakhel'belya v massovoi muzyke XX–XXI vekov [Johann Pachelbel’s Canon in 20th and 21st Century Mass Music]. Vestnik muzykal'noy nauki [Bulletin of Musical Science]. 2018. No. 1 (19), pp. 149–156.

Murzin E. A. O prirode i zakonomernostyakh esteticheskogo vospriyatiya i putyakh stanovleniya muzyki elektronnoy i tsveta [On the Nature and Regularities of Aesthetic Perception and Paths of Formation of Electronic and Color Music]. Moscow: Kompozitor, 2008. 340 p.

Popova A. V., Gorokhova S. S., Aznagulova G. M., Abramova M. G. K voprosu ob opredelenii roli iskusstvennogo intellekta v muzyke [On the Question of Determining the Role of Artificial Intelligence in Music]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 2, pp. 7–17. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.2.007-017.

Sattarov I. MIDI kak osnova muzykal'no-komp'yuternykh tekhnologiy [MIDI as the Basis for Musical Computer Technologies]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts]. 2005. No. 3, pp. 193–195.

Smirnov D. N. Evolyutsiya mnogokanal'nykh prostranstvennykh sistem vosproizvedeniya zvuka [Evolution of Multichannel Systems of Spatial Sound Reproduction]. Mediamuzyka [Media Music]. 2020, No. 11. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/11_6.html (13.04.2021).

Khrushcheva T. S. Osobennosti svetomuzyki v tvorchestve A. N. Skryabina [Features of Light Music in the Works of Alexander Scriabin]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. 2016. No. 2 (70), pp. 105–108.

Enfiadzhyan A. S. (Aram Enfi). Simfo-elektronnaya muzyka: genezis [Simfo-Electronic Music: Genesis]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship, 2013. No. 1, pp. 36–41.

Bevins G. Computer Technology in Modern Music: A Study of Current Tools and How Musicians use Them. California State University, Monterey Bay. Digital Commons @ CSUMB, 2013. 32 p.

Collins N., d’Escriván J. The Cambridge Companion to Electronic Music. Cambridge University Press, 2017. DOI: 10.1017/9781316459874.

Demers J. Listening through the Noise: The Aesthetics of Experimental Electronic Music. Oxford University Press, 2010. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780195387650.001.0001.

Gawboy A. M., Townsend, J. Scriabin and the Possible 2012. Journal of the Society for Music Theory. Vol. 18. No 2. DOI: 10.30535/mto.18.2.2.

Gorbunova I. B., Pankova A. A., Rodionov P. D. Digital Audio Workstation: teoriya i praktika [Digital Audio Workstation: Theory and Practice]. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2016, 123 p.

Greasley A., Lamont A. Exploring Engagement with Music in Everyday Life using Experience Sampling Methodology. Proceedings of the 7th Triennial Conference of European Society for the Cognitive Sciences of Music (ESCOM 2009). Jyväskylä, Finland, 2009, pp. 163–174.

Hicks M. Text, Music, and Meaning in the Third Movement of Luciano Berio’s Sinfonia. Perspectives of New Music. Vol. 20, No. 1/2 (Autumn, 1981 – Summer, 1982), pp. 199–224.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.076-085

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.