Акусматика в мультимедийных инсталляциях

Alexandra V. Krylova

Аннотация


Статья посвящена изучению инсталляций – активно развивающемуся художественному
явлению современной культуры, сформировавшемуся в рамках концептуализма в 60-х годах
прошлого столетия. Её цель – на конкретных примерах показать разнообразие построения
акусматических объектов и их функций в рамках мультимедийного типа инсталляций,
выявить работу с разного рода звуковым материалом – голосовым, шумовым, музыкальным,
раскрыть динамику в построении такого рода инсталляционных объектов и специфику
их воздействия на слушателя/зрителя. Инсталляция – искусство среды, основанное на
идее взаимосвязи художественного объекта с контекстом. Это синтетичное по природе
явление, которое формировалось на пересечении различных видов искусств и творческих
практик. Звуковые реалии также явились значимым материалом создания инсталляционных
произведений. Путь включения музыки в инсталляции лежал через простое декорирование
их пространства, способное усилить суггестию, – к осмыслению объектной сущности
звуковых реалий. Процесс этот был стимулирован развитием компьютерных технологий.
С появлением мультимедийных инсталляций звук обретает иллюзорно предметные
очертания, встраиваясь в инсталляционное художественное пространство наряду
с вещными реалиями и визуальными цветосветовыми объектами. В этих новых условиях
ярко проявил себя принцип акусматики, усиливший перформативную сущность явления
благодаря активному вовлечению зрителя в процесс освоения медийного арт-пространства.
Материальной основой инсталляций становятся фактически любые звукообразования,
в том числе и человеческий голос. Акусматические голоса – материал, который широко
применяется в инсталляциях Х. Гёббельса, на их примерах речевая акусматика показана
как своеобразная вербально-звуковая магия, суггестия которой заставляет зрителя
продуцировать на основе услышанного свои смыслы, что раскрывает суть инсталляции как
пространства интерпретации. Музыкальные инсталляции разделены на интерактивные и те,
где зритель остаётся в большей мере воспринимающим субъектом, подвергаясь при этом
мощному аудио- или аудиовизуальному воздействию. Такого рода образцы рассмотрены
на примерах произведений Ф. Клиена, М. Ментруп, Д. Тейджа, Р. Хенке и др. На основе
анализа примеров выявлена многофункциональность акусматических звуковых объектов
в пространстве мультимедийных инсталляций.

Ключевые слова: мультимедийные инсталляции, компьютерная музыка, акусматика,
суггестивные возможности музыки, пространственное искусство.


Полный текст:

PDF

Литература


Borisova A. Nekotorye zriteli govorili mne, chto videli Boga. V Novom prostranstve Teatra Natsiy otkryty instalyatsii Khaynera Gyobbel'sa [Some Audience Members Told Me They Saw God. Heiner Goebbels’ Installations Have Been Set Up in the New Space of the Theatre of Nations]. URL: https:www.gazeta.ru/culture/2017/03/24/a_10591517.shtml (09.03.2021).

Dialog o teatre. Beseda Lyudmily Bakshi i Khaynera Gyobbel'sa [A Dialogue about Theater. A Conversation between Ludmila Bakshi and Heiner Goebbels]. Voprosy teatra PROSCAENIUM. 218. No. 3–4, pp. 99–108. URL: http://theatre.sias.ru/upload/voprosy_teatra/vt_2018_3-4_nov.pdf

Teatr Natsiy. Installyatsiya Khaynera Gebbel'sa GENKO-AN 107031 (Moscow, 2017) [The Theater of Nations. Installation by Heiner Goebbels GENKO-AN 107031 (Moscow, 2017)]. URL: https://www.theatreofnations.ru/performances/installyatsiya-hainera-gyobbelsa-genko-an-107031-moscow-2017 (10.05.2021).

Khaskins R. Byt' Dzhonom Keydzhem. Amerikanskiy “plodotvornyy anarkhizm”: tanets dushi [To Be John Cage. The American “Fruitful Anarchism”: The Dance of the Soul]. URL: http://www.gefter.ru/archive/18580 (10.04.2021).

Chto takoe akusmatika? Sozdatel' “akusmoniuma” – kompozitor Fransua Beyl' i drugie uchastniki festivalya Acousmonium o tom, zachem nuzhna prostranstvennaya muzyka [What is Acousmatics? The Creator of the “Acousmonium” – Composer Francois Bayle and Other Participants of the “Acousmonium” Festival about Why We Need Spatial Music]. URL: https://www.colta.ru/articles/music_modern/18395-chto-takoe-akusmatika?page=7∂=2 (10.04.2021).

Shornikova A. V. Performativnye cherty dokumental'nogo muzykal'nogo videoteatra Stiva Raykha [The Performative Features of Steve Reich’s Documentary Musical Video Theater]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 2, pp. 27–36. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.2.027-036.

Gourgouris S. Performance as Composition: Heiner Goebbels interviewed by Stathis Gourgouris. A Journal of Performance and Art. 2004. Vol. 26, No. 3, pp. 1–16.

Spatial Formations. Installation Art: Between Image and Stage by Anne Ring Peterson. An English Summery. URL: https://www.artsandculturalstudies.ku.dk/uploads/installationart-imagestage.pdf/ (08.03.2021).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.063-075

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.