Типологическая модель бассо-остинато в Пятой симфонии Карла Нильсена

Vera I. Nilova

Аннотация


Датский композитор Карл Нильсен – единственный европейский симфонист первой
половины XX века, имевший крестьянский менталитет. Находясь в гуще эстетических и
технических перемен конца XIX начала XX века и будучи оппозиционно настроенным
как по отношению к романтизму, так и по отношению к искусству Fin de siècle, он имел
собственное представление о том, что может выражать музыка и что есть альфа и омега
музыки. В статье исследуется реализация барочной типологической модели бассо-остинато
в Пятой симфонии. В описании и методе анализа данной модели симфонии Нильсена автор
опирается на исследование И. В. Алексеевой – представителя влиятельной отечественной
научной школы, возглавляемой Л. Н. Шаймухаметовой. В статье использованы материалы
эпистолярия Нильсена к разным адресатам, а также отечественные и зарубежные источники,
имеющие отношение к оценке Пятой симфонии Нильсена.

Ключевые слова: Карл Нильсен, Анна-Мария Нильсен, Пятая симфония, типологическая
модель бассо-остинато, семантика, барокко, органум.


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseeva I. V. Basso-ostinato i ego rol' v tekstovoy organizatsii instrumental'noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokko: issledovanie [Basso-Ostinato and Its Role in the Textual Organization of West European Baroque Instrumental Music: Research]. Ufa: Gilem: Bashkirskaya entsiklopediya [Bashkir Encyclopedia], 2013. 304 p.

Dal'haus K. Izbrannye trudy po istorii i teorii muzyki [Dahlhaus C. Selected Works on the History and Theory of Music]. Compilation, translation from German, afterword, comments by S. B. Naumovich. St. Petersburg: Publishing House of N. I. Novikov, 2019. 420 p. (Zarubezhnoge muzykovedenie. Izbrannoe [Musicology Outside of Russia. Selections]).

Mishchenko M. P. «Neugasimaya», nepovtorimaya [“The Inextinguishable,” the Inimitable]. Opera musicologica. 2016. No. 2 (28), pp. 28–37.

Nil'sen K. O problemakh muzyki [Nielsen C. On the Issues of Music]. Karl Nil'sen. Zhivaya muzyka [Carl Nielsen. Live Music]. Translation, foreword and notes by M. P. Mishchenko. St. Petersburg, 2005, pp. 67–83.

Nil'sen K. Slovo, muzyka i programmnaya muzyka [The Word, Music and Program Music]. Karl Nil'sen. Zhivaya muzyka [Carl Nielsen. Live Music]. Translation, foreword and notes by M. P. Mishchenko. St. Petersburg, 2005, pp. 47–65.

Starcheus M. S. Lichnost' muzykanta [The Personality of the Musician]. Moscow: Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory, 2012. 848 p.

Khannanov I. D. Muzykal'no-smyslovye aspekty v trudakh amerikanskikh i zapadnoevropeyskikh muzykovedov 1990–2000-kh godov [Aspects of Musical Meaning in the Works of American and Western-European Music Theorists of the 1990s and the 2000s]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2008. No. 2, pp. 18–28.

Khannanov I. D. Neverbal'naya spetsifika muzyki: monografiya [The Non-Verbal Specificity of Music: Monograph]. Moscow: Logos, 2019. 360 p.

Carl Nielsen. Selected Letters and Diaries. Selected, Translated and Annotated by David Fanning and Michelle Assay. Copenhagen: Royal Danish Library, 2017. 832 p. (Danish Humanist Texts and Studies. Vol. 57).

Gutsche-Miller S. The Reception of Carl Nielsen as a Danish National Composer. Faculty of Music McGill University, Montreal. A thesis submitted to McGill University in partial fulfilment of the requirements of the degree of Master of Arts (Musicology) August 2003. 23 p.

Mathiassen F. Music and Philosophy. Carl Nielsen Stuies. Vol. 3 / Ed. By Niels Krabbe. Copenhagen, 2008, pp. 65–79.

Shy-Luen Chen. Carl Nielsenʼs Symphony no. 5 op. 50. Dissertation Submitted to the Faculty of the Graduate School of the University of Maryland, College Park in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Musical Arts, 2011. 94 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.2.232-242

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.