Жан Барраке: путь к сериализму и эстетические взгляды первой половины 1950-х годов

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация


В статье рассматриваются эстетические взгляды французского композитора Жана Барраке в период становления и развития идей сериализма. Отмечается роль Шуберта и Бетховена в формировании художественного мировоззрения мастера. Путь к новой концепции звукового мышления для Барраке определили аналитические курсы Оливье Мессиана, знакомство с книгами Рене Лейбовица, посвящёнными серийной технике представителей Новой венской школы, творческие контакты с передовыми композиторами – Пьером Булезом, Карелом Гуйвартсом, Мишелем Фано. На основе обзора статей Барраке 1950-х годов выявляются ключевые фигуры (такие как Веберн, Берг, Шёнберг, Мессиан, Стравинский) и проблемы, интересовавшие композитора в исследуемый период времени, проводится сравнение его высказываний с риторикой Булеза. Отмечается, что вопросы собственно серийной технологии Барраке интересовали мало. Его внимание сосредоточивалось на исторических потребностях музыкальной практики и её онтологической сущности. Особое значение композитор отводил понятию музыкальной диалектики, считая его определяющим для концепции сериализма. Знакомство в середине 1950-х годов с романом Германа Броха «Смерть Вергилия» обусловило дальнейшее развитие творчества Барраке. В центре интересов композитора оказались вопросы природы искусства и художественного творчества, истинным выражением которых служили оппозиции жизни и смерти, созидания и разрушения. В заключении статьи констатируется связь воззрений Барраке с романтической эстетикой.

Ключевые слова: Жан Барраке, сериализм, музыкальная диалектика, Антон Веберн, Арнольд Шёнберг, Альбан Берг, Оливье Мессиан, Пьер Булез, Игорь Стравинский, Герман Брох.


Полный текст:

PDF

Литература


Akopyan L. O. Zhan Barrake (1928‒1973) [Jean Barraqué (1928‒1973)]. Iskusstvo musyki: teoriya i istoriya [The Art of Music: Theory and History]. 2012. No. 3, pp. 115–173.

Bulez P. Orientiry I. Voobrazhat'. Izbrannye stat'i [Boulez P. Orientations I. To Imagine. Selected Articles.]. Moscow: Logos-Al'tera: Eccehomo, 2004. 200 p.

Vermayer A. Individual'noe napravlenie kollektivnoy estetiki. Zametki o tvorchestve Zhana Barrake – autsaydera serial'noy muzyki 50-kh godov [Wehrmeyer A. Individual Direction of a Collective Esthetics. Notes about Jean Barraqué's Creativity – the Outsider of Serial Music of the 1950s]. Iskusstvo ХХ veka: ukhodyashchaya epokha: sbornik statey. T. 1. [20th Century Art: Leaving Epoch: Collection of Articles. Vol. 1]. Nizhny Novgorod, 1997, pp. 235–245.

Zatonsky D. V. Modernizm i postmodernizm: mysli ob izvechnom kolovrashchenii izyashchnykh i neizyashchnykh iskusstv [Modernism and Postmodernism: Thoughts about the Eternal Rotation of Fine and Non-Fine Arts]. Kharkov: Folio; Moscow: AST, 2000. 256 p.

Okuneva E. G. «Romanticheskiy» serializm: o sonate dlya fortepiano Zhana Barrake [“Romantic” Serialism (Sonata for Piano by Jean Barraqué)]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2013, No. 2, pp. 121‒126.

Barraqué J. Propos Impromtu. Musik-konzepte: Die Reihe über Komponisten (Heft 82). Jean Barraqué. München: Edition Text + Kritik, 1993, pp. 4–9.

Barraqué J. Écrits. Réunis, présentés et annotés par Laurent Feneyrou. Paris: Publications de la Sorbonne, 2001. 603 p. (Série Esthétique 3).

Boulez P. Werkstatt-texte. Übersetzt von Josef Häusler. Frankfurt a. M.; Berlin: Ullstein: Propyläen, 1972. 286 р.

Henrich H. Serielle Technik und große Form. Zu Jean Barraqués «Sonate pour Piano». Die Anfänge der seriellen Musik. Berlin: Wolke Verlag, 1999, pp. 135–168. (Kontexte: Beiträge zur zeitgenössischen Musik 1).

Lyon R. Portrait de Jean Barraqué. Courrier Musical de France. 1973. No. 44, pp. 130‒132.

Nicolas F. Le souci du développement chez Barraqué. Entretemps. 1987. No. 5, pp. 7–24.

Woodward R. Jean Barraqué. Music of the Twentieth-Century Avant-Garde: A Biocritical Sourcebook. Ed. by Larry Sitsky. Westport: Greenwood Press, 2002, pp. 31–42.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.2.218-231

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.