К проблеме рецепции фортепианных концертов П. И. Чайковского за рубежом

Dmitri V. Belyak

Аннотация


В статье рассматривается зарубежная рецепция концертов для фортепиано
с оркестром № 1, № 2 и Концертной фантазии П. И. Чайковского. Основная проблема
исследования заключается в восприятии этих сочинений в контексте позднеромантического
западноевропейского искусства, на сегодняшний день представленном в научной литературе
фрагментарно. Материалом статьи стали рецензии и заметки в зарубежных газетах 1875–
1893 гг., то есть опубликованных при жизни Чайковского.
В ходе изучения был выявлен ряд тенденций. По поводу композиции концертов критики
высказывали как положительные, так и негативные оценки. Так, помимо их избыточной
продолжительности, которая, впрочем, была общеевропейской жанровой чертой,
авторы статей отмечали погрешности в развитии материала, в частности, преобладание
экспозиционности – одного из важнейших проявлений сюитной композиционной логики.
Удивление вызвало вступление в I части Первого концерта: в ряде статей оно трактовалось
как самостоятельная часть цикла. Введение трёх солистов в Andante Второго концерта,
напротив, получило одобрение, не в последнюю очередь из-за близости к Тройному концерту
ор. 56 Л. ван Бетховена.
Некоторые оркестровые приёмы в концертных сочинениях Чайковского были восприняты
как новаторские: использование духовых инструментов как в сочетании с фортепиано,
так и по-отдельности; обособленность партий солиста и оркестра во Втором концерте
и Концертной фантазии, которое воспринималось как отход от западноевропейской
пианистичекой традиции. Рассматривая стилевые особенности сочинений, журналисты
указывали на влияние как немецкой, так и французской школ. В первом случае проводились
аналогии с манерой письма Ф. Листа, Р. Шумана и А. фон Гензельта; во втором – Ф. Шопена
и А. Тома. В целом, оценивая реакцию на концерты Чайковского в западноевропейской
прессе, можно сделать вывод: при признании индивидуальных черт стиля, его творчество
считали частью общего европейского культурного пространства.

Ключевые слова: П. И. Чайковский, фортепианный концерт, рецепция, музыкальная
критика, стиль, западноевропейская традиция, композиция, оркестровка.


Полный текст:

PDF

Литература


Knyaz' Z. N. Postanovki opery Kamilja Sen-Sansa «Genrih VIII» na russkoy stsene kontsa XIX – nachala XX veka: dialog kul'tur Rossiya – Frantsiya [Productions of Camille Saint-Saens’ Opera “Henry VIII” on the Russian Stage in the Late 19th and Early 20th Centuries: A Dialogue of the Cultures of Russia and France]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 2, pp. 156–165. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.2.156-165.

Petukhova S. A. Bibliografiya zhizni i tvorchestva P. I. Chaykovskogo. Ukazatel' literatury, vyshedshey na russkom yazyke za 140 let (1866–2006) [Bibliography of the Life and Work of P. I. Tchaikovsky. Index of Literature Published in Russian during the Course of 140 years (1866– 2006)]. Comp. by S. A. Petukhova. Moscow: Gosudarstvennyy institut iskusstvoznanija, 2014. 856 p.

Chaykovskiy M. I. Pis'ma P. I. Chaykovskogo i S. I. Taneeva [The Letters of Piotr Tchaikovsky and Sergei Taneyev]. Comp. by M. I. Chaykovskiy. Moscow: Muzykal'noe izdatel'stvo P. Jurgensona, 1916. 188 p.

Chaykovskiy P. I. Perepiska s N. F. fon Mekk: v 3 t. [Correspondence with Nadezhda Filaretovna von Meck: In 3 Vol.]. Moscow: Knizhnyy klub Knigovek, 2016. Vol. 2. 672 p.

Braun L. “La terre promise” – Frankreich im Leben und Schaffen Čajkovskijs. Mainz: Schott Music GmbH & Co, 2014. 520 S.

Norris J. The Russian Piano Concerto, vol. I: The Nineteenth Century. Bloomington, Indianapolis: Indiana univ. press, 1994. 228 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.2.182-192

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.