Дальневосточный обряд «Медвежий праздник» в пространстве музыкально-компьютерных технологий
Аннотация
В настоящей работе музыкально-компьютерные технологии рассматриваются
как инструмент сохранения, моделирования, конструирования утраченных тембров,
интонационных моделей и звуковых пространств. Музыкальный cеквенсор, являющийся
одним из базовых элементов современных музыкально-компьютерных технологий,
представляется в рамках осмысления теории «комплексной модели семантического
пространства музыки». Рассматривается возможность воссоздания (конструирования)
существовавшего ранее либо создания нового звукового семантического пространства
при помощи секвенсора. Приводится пример такого воссоздания на основе многочастной
вариационно-рондальной полиструктурной композиции музыкально-звукового оформления
ритуала медвежьего праздника народов Дальнего Востока России. Разработка комплексной
модели семантического пространства музыки признаётся одной из актуальных концепций
понимания современных процессов в области музыкально-компьютерных технологий.
Авторы приходят к выводу о возможности (и необходимости) особого рода конструирования
при помощи секвенсора звуковых семантических пространств утраченных традиционных
обрядов через воссоздание тембров, манер интонирования, звуковых эффектов. Особо
отмечается возможность формирования новой уникальной структуры музыкального
пространства, существующей при помощи секвенсора.
Ключевые слова: медвежий праздник, звуковое бревно, музыкально-компьютерные
технологии, комплексная модель семантического пространства музыки, секвенсор.
Полный текст:
PDFЛитература
Alieva I., G. Gorbunova I. B., Mezentseva S. V. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii kak instrument translyatsii i sokhraneniya muzykal'nogo fol'klora (na primere Dal'nego Vostoka Rossii) [Musical Computer Technologies as an Instrument of Transmission and Preservation of Musical Folklore (by the Example of the Russian Far East)]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019, No. 1, pp. 140–149. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.140-149.
Barysheva T. A. Psikhologiya razvitiya kreativnosti: teoriya, diagnostika, tekhnologii: monografiya [The Psychology of the Development of Creativity: Theory, Diagnostics, Technologies: Monograph]. St. Petersburg: VVM, 2016. 316 p.
Gorbunova I. B., Zalivadny M. S. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki: struktura i svoystva [The Complex Model of the Semantic Space of Music: Structure and Features]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 20–32. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.020-032.
Zalivadny M. S. Muzykal'nye mnozhestva variativnoy struktury: istoricheskie obobshcheniya i vozmozhnosti primeneniya [Musical Sets of Variable Structure: Historical Generalizations and Possibilities of Application]. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2018: materialy XVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Contemporary Musical Education-2018: Proceedings of the 17th International Scholarly Practical Conference]. Herzen State Pedagogical University of Russia. St. Petersburg, 2019, pp. 151–155.
Zalivadnyy M. S., Ignat'ev M. B., Reshetnikova N. N. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki [The Complex Model of the Semantic Space of Music]. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki: sbornik statey [The Complex Model of the Semantic Space of Music: Collection of Articles]. Herzen State Pedagogical University of Russia. St. Petersburg, 2016, pp. 9–10.
Karabanova S. Tantsy malykh narodov yuga Dal'nego Vostoka SSSR kak istoriko-etnograficheskiy istochnik [Dances of Small Nations of the South of the Far East of the USSR as a Historical and Ethnographic Source]. Moscow: Nauka, 1979. 141 p.
Kudryavtsev V. G. Semanticheskaya sistema narodnogo mariyskogo kostyuma i ego khudozhestvenno-obraznaya interpretatsiya [The Semantic System of the Mari Folk Costume and its Artistic-Figurative Interpretation]. IKONI / ICONI. 2020. No 3, pp. 68–79. DOI: 10.33779/2658-4824.2020.3.068-079.
Lukach D. Svoeobrazie esteticheskogo [The Originality of the Aesthetic]. Vol. 1–4. Moscow: Progress, 1985–1987. 336 p.; 468 p.; 304 p.; 574 p.
Mamcheva N. A. Muzykal'nye instrumenty v traditsionnoy kul'ture nivkhov: sprav. posobie [Musical Instruments in the Traditional Culture of the Nivkhs: Reference Manual]. Ed. by T. P. Roon. Yuzhno-Sakhalinsk: Sakhalin Regional Printing House, 2012. 388 p.
Solomonova N. A. Muzykal'naya kul'tura narodov Dal'nego Vostoka Rossii XIX–XX vv. (Etnomuzykologicheskie ocherki): avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Musical Сulture of the Peoples of the Far East of Russia in the 19th and the 20th Centuries. (Ethnomusicological Essays): Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2000. 49 p.
Sheykin Yu. I. Istoriya muzykal'noy kul'tury narodov Sibiri: Sravnitel'no-istoricheskoe issledovanie [The History of the Musical Culture of the Peoples of Siberia: Comparative-Historical Research]. Ed. by E. S. Novik. Moscow: Vostochnaya literatura, 2002. 718 p.
Shternberg L. Ya. Gilyaki, orochi, gol'dy, negidal'tsy, ayny: stat'i, materialy [The Gilyaks, Orochi, Golds, Negidals and Ainu: Articles, Materials]. Ed. by Ya. P. Al'kor (Koshkina). Khabarovsk: Dal'giz, 1933. 446 p.
Athanasopoulos G., Antović, M. Conceptual Integration of Sound and Image: A Model of Perceptual Modalities. Musicae Scientiae. 2018. Vol. 22. Issue 1, pp. 72–87. DOI: 10.1177/1029864917713244.
Cromley J. G. Introduction to the Special Issue: Desiderata for a Theory of Multi-source Multimodal Comprehension. Learning and Instruction. 2018. Vol. 57, pp. 1–4. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2018.02.004.
Doehrmann O., Naumer M. J. Semantics and the Multisensory Brain: How Meaning Modulates Processes of Audio-visual Integration. Brain Research. 2008. Vol. 1242, pp. 136–150. DOI: 10.1016/j.brainres.2008.03.071.
Gorbunova I. B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019. Vol. 35. No. Special Edition 24, pp. 360–375.
Gorbunova I. B. The Integrative Model for the Semantic Space of Music and a Contemporary Musical Educational Process: The Scientific and Creative Heritage of Mikhail Borisovich Ignatyev. Laplage em Revista. 2020. Vol. 6, No. S, pp. 2–13. DOI: 10.24115/S2446-622020206Especial940p.2-13.
Gorbunovа I. B., Zalivadny M. S. Leonhard Еuler’s Theory of Music: Its Present-Day Significance and Influence on Certain Fields of Musical Thought. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 3, pp. 104–111. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.3.104-111.
Koelsch S. Toward a Neural Basis of Music Perception – A Review and Updated Model. Frontiers in Psychology. 2011. Vol. 2. Article 110. DOI: 10.3389/fpsyg.2011.00110.
Matusz P. J., Broadbent H. J., Ferrari J., Forrest B., Merkley R., Scerif G. Multi-modal Distraction: Insights from Children's Limited Attention. Cognition. 2015. Vol. 136, pp. 156–165. DOI: 10.1016/j.cognition.2014.11.031.
Merz S., Jensen A., Spence C., Frings C. Multisensory Distractor Processing is Modulated by Spatial Attention. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2019. Vol. 10. Issue 45, pp. 1375–1388. DOI: 10.1037/xhp0000678.
DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.2.034-042
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.