Монодия как предмет изучения когнитивной этномузыкологии

Svetlana V. Kosyreva

Аннотация


Статья посвящена монодии как феномену музыкальной культуры, исконному типу
мышления многих народов мира. Рассмотрены историография, терминологический аппарат
и практика применения термина в отечественном и зарубежном музыкознании. Несмотря на
то, что монодия присуща музыкальным культурам многих народов, с позиций когнитивной
этномузыкологии – современного направления, ставящего своей целью постижение
глубинных основ организации этномузыкального текста, его структуры и содержания,
а также выявления внутренней иерархии последних, – она оказалась практически не
изученной. Этим фактом, в частности, определяется актуальность темы.
В статье актуализируется значимость изучения финно-угорской монодии как типа
музыкального мышления. Рассмотрены основные полученные в настоящее время результаты.
Выявлены значимость проблемы многоголосия в монодии, роль тембра и интонирования.
Согласно когнитивному подходу, музыка является частью картины мира в сознании
человека и её изучение может быть осуществлено благодаря изучению информации,
которую она содержит. Информация, извлечённая из фонограммы, культурный контекст
– вместе составляют сложно организованный этномузыкальный текст, изучение которого
перспективно с позиций методологии когнитивной этномузыкологии.

Ключевые слова: когнитивная этномузыкология, музыкальное финноугроведение,
монодия, монодийное мышление, интонирование, вокальный строй, артикуляция, тембр,
многоголосие в монодии, гетерофония монодийной природы, гетерофон.


Полный текст:

PDF

Литература


Al'meeva N. Yu. Geterofonnaya faktura (opyt analiza arkhaicheskogo mnogogolosnogo peniya tatar-kryashen) [Heterophonic Texture (An Attempt to Analyze Archaic Polyphonic Singing of the Kryashen Tatars)]. Sud'by traditsionnoy kul'tury: sb. statey i materialov pamyati L. Ivlevoy [The Destinies of Traditional Culture: Collection of Articles and Materials in Memory of L. Ivleva]. Russian Institute of Art History. St. Petersburg, 1998, pp. 195–220.

Galitskaya S. P. Monodiynaya faktura kak aktual'naya teoreticheskaya problema [Monophonic Texture as a Relevant Theoretical Problem]. Muzykal'naya kul'tura kak natsional'noe i mirovoe yavlenie: mater. mezhdunar. nauch. konf. [Musical Culture as a National and International Phenomenon: Proceedings of the International Scholarly Conference]. Novosibirsk, 2002, pp. 84–87.

Galitskaya S. P., Plakhova A. Yu. Monodiya: problemy teorii [Monody: Issues of Theory]. Moscow: Academia, 2013. 320 p.

Zemtsovskiy I. I. Problema mnogogolosiya v teorii monodii [The Issue of Polyphony in the Theory of Monody]. Iz mira ustnykh traditsiy: zametki vprok: sb. statey [From the World of Oral Traditions: Notes for Future Use: Collection of Articles]. Comp. by I. Zemtsovsky. St. Petersburg: Russian Institute of Art History, 2006, pp. 190–195.

Zemtsovskiy I. I. Specifika mnogogolosnogo artikulirovaniya: faktura i tembr [The Specificity of Polyphonic Articulation: Texture and Tone]. Iz mira ustnykh traditsiy: zametki vprok: sb. statey [From the World of Oral Traditions: Notes for Future Use: Collection of Articles]. Comp. by I. Zemtsovsky. St. Petersburg: Russian Institute of Art History, 2006, pp. 184–189.

Kosyreva S. V. Vepsskaya pevcheskaya traditsiya v aspekte kognitivnogo etnomuzykoznaniya [The Vepsian Singing Tradition from the Aspect of Cognitive Ethnomusicology]. Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika [Music. Art, Scholarship, Practice]. 2019. No. 4, pp. 75–82.

Kosyreva S. V. K probleme izucheniya specifiki intonirovaniya v finno-ugorskoy monodii improvizatsionnogo sklada [Concerning the Issue of Studying the Specific Features of Intonating in the Finnish-Ugric Monody of the Improvisational Kind]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 33–49. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.033-049.

Kosyreva S. V. Ob izuchenii problemy vzaimodeystviya vokal'nogo i instrumental'nogo nachal v etnicheskoy muzyke finno-ugorskikh narodov [Concerning the Study of the Issue of Interaction of the Vocal and Instrumental Foundations in Ethnic Music of the Finno-Ugric Peoples]. Muzykovedenie [Musicology]. 2020. No. 4, pp. 13–25.

Kosyreva S. V. Stilevye osnovy etnicheskoy muzyki vyatskikh mari: tembrointonirovanie i instrumental'naya artikulyatsiya: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Stylistic Foundations of the Vyatka Mari Ethnic Music: Timbre-Intonation and Instrumental Articulation: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2011. 253 p.

Kosyreva S. V. Etnicheskaya muzyka vyatskih mari. Osnovy stilya: monografiya [Ethnic Music of the Vyatka Mari. Fundamentals of Style: Monograph]. Petrozavodsk: VPPrint, 2016. 162 p.

Kushnarev Kh. S. Voprosy istorii i teorii armyanskoy monodicheskoy muzyki [Questions of the History and Theory of Armenian Monodic Music]. Leningrad: Muzgiz, 1958. 630 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.2.022-033

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.