Жанровая специфика вариантности в азербайджанских песенно-танцевальных формах
Аннотация
Автор исследует проблему вариантности как принципа интонационного развития и формообразования в азербайджанской музыке устной традиции – песнях, танцах, теснифах, ренгах, дирингах. Вариантность предстаёт в этих жанрах в качестве характерного признака построения фольклорного текста, его ладоинтонационного, ритмического, фактурного, структурного выражения. С одной стороны, проведённое комплексное исследование азербайджанской музыки устной традиции позволило обозначить типовые формы вариантности, встречающиеся во всех её песенно-танцевальных формах. С другой стороны, новое видение проблемы сформировалось в контексте сравнительного анализа, который помог сопоставить различные жанровые системы и выявить в них особенности варьирования. Анализ показал, что вариантность взаимодействует в азербайджанском фольклоре с рефренностью, секвентностью, прорастанием, орнаментальностью, комбинаторикой. Специфика вариантности в жанровой системе азербайджанской музыки обусловила образование рефренных связей: в песнях и танцах – в классическом облике с сохранением пропорций, в теснифах и ренгах – в свободной художественной трактовке. В песнях и танцах действует принцип вариантного тождества, используются приёмы микроварьирования, преобладают периодические структуры; в традиционных песенно-танцевальных формах, связанных с мугамом, важны тенденции вариантного обновления тематизма, сопоставления регистровых и ладовых средств, образования сквозных монотематических структур.
Ключевые слова: азербайджанская музыка, устная традиция, песня, танец, сравнительный анализ, жанровая специфика, вариантность, развитие, формообразование.
Полный текст:
PDFЛитература
Abezgauz I. V. Opera «Kerogly» Uzeira Gadzhibekova (o khudozhestvennykh otkrytiyakh kompozitora) [The Opera “Koroghlu” by Uzeyir Hajibeyli: About the Composer’s Artistic Discoveries]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1987. 230 p.
Zhirov M. S., Zhirova O. Ya., Khoroshilova E. L. Stilevye osobennosti pesennogo fol'klora Belgorodsko-Kurskogo pogranich'ya: lokal'nyy aspekt [The Special Stylistic Features of the Song Folklore of the Belgorod-Kursk Border Region: A Local Aspect]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2018. No. 2, pp. 82–96. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.2.082-096.
Korepanova M. Improvizatsiya i var'irovanie v ispolnenii besermyanskikh krezey v traditsii i na stsene: issledovanie pervoistochnikov i tvorcheskaya rekonstruktsiya: dis. … d-ra filosofii (muzyki) [Improvisation and Variation in Traditional and Stage Performance by the Besermen Krezes: Analysis of the Original Sources and Creative Reconstruction: Thesis of Dissertation for the Degree of Ph.D.]. Tallinn, 2019. 246 p.
Mamedova R. A. Metodologiya sravnitel'nogo izucheniya formul'nosti v kontekste muzykal'noy tyurkologii [The Methodology of the Comparative Study of Formulas in the Context of Musical Turkic Studies]. Mamedova R. A. Ocherki po etnomuzykologii [Essays on Ethnomusicology]. Baku, 2015, pp. 61–75.
Pazycheva I. V. Variantnost’ v azerbaydzhanskoy muzyke [The Variant Technique in Azerbaijani Music]. Baku: Elm i takhsil, 2015. 376 p.
Putilov B. N. Fol'klor i narodnaya kul'tura [Folklore and Folk Culture]. St. Petersburg: Nauka, 1994. 239 p.
Sokolova A. N. Zhanrovaya transformatsiya v muzykal'nom fol'klore (na primere «Molitvy Shamilya») [Genre Transformation in Folk Music (by the Example of “Shamil’s Prayer”)]. Vestnik SPbGU. Iskusstvovedenie [Vestnik of Saint Petersburg University. Arts]. 2019. No. 1, pp. 30–45. DOI: 10.21638/ spbu15.2019.102.
Chelebiev F. I. Morfologiya destgyakha: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Morphology of Destgyakh: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. St. Petersburg, 2009. 45 p.
Baghirova S. Y. Azerbaijani Ethnomusicology and Traditional Music: Some New Pages. Bulletin of the ICTM. 2016. Vol. 131, pp. 11–13.
Hacıbəyli Ü. Ə. Azərbaycan xalq musiqisinin əsasları [Hajibeyli U. A. Principles of Azerbaijan Folk Music]. URL: http://musbook.musigi-dunya.az/ (05.08.2020). (In Azerbaijani)
Rahimova А. Е. About Studying of Art Communications of the Azerbaijani Folk Music. Ulakbilge Sosyal Bilimler Dergisi. 2014. No. 4, pp. 101–114.
Zemtsovsky I. I. Do We Need a Concept of “Musical Substance”? Revista de Etnografie si Folclor-Journal of Ethnography and Folklore. 2018. No. 1–2, pp. 163–189.
DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.193-202
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.