Особенности сценической интерпретации оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского режиссёром Е. Арье в постановке Большого театра (2019)

Elka Alkhateeb, Marina L. Zaitseva

Аннотация


Статья посвящена феномену современного оперного искусства, в котором особую роль выполняют шедевры отечественной музыкальной культуры – оперы Чайковского. На примере анализа постановки оперы «Евгений Онегин» Евгением Арье обобщены характерные для постмодернистского типа режиссуры приёмы деконструкции образно-смыслового начала спектакля, введения разностилевых элементов в хореографию массовых сцен. Выявлены тенденции сближения оперного шедевра с пространством массовой культуры, приводящие
к вульгаризации художественного образа, китчевой избыточности фольклорных персонажей. Определена спорность отдельных режиссёрских решений и, вместе с тем, эффективность ряда провокационных элементов сценического действа, сближающих культурные миры различных эпох, активизирующих процесс восприятия. Материалом исследования послужили видеозаписи премьерного показа оперы «Евгений Онегин» на сцене Большого театра, тексты публицистических изданий, содержащие интервью режиссёра и ведущих артистов.

Ключевые слова: Евгений Арье, опера «Евгений Онегин», Чайковский, Большой театр, сценическая интерпретация, постановка оперы.


Полный текст:

PDF

Литература


Gustyakova D. Yu. Reprezentatsiya russkoy klassicheskoy opery v prostranstve massovoy kul'tury: avtoref. dis. … d-ra kul'turologii [Representation of Russian Classical Opera in the Space of Mass Culture: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Culturology]. Yaroslavl, 2019. 48 p.

Zaytseva M. L., Budagyan R. R., Chekmenev A. I. Traditsii i novatorstvo v tvorchestve dzhazovykh skripachey rubezha XX–XXI vekov Dzho Venuti i Davida Goloshchekina [Traditions and Innovation in the Performance Practice of Jazz Violinists of the Turn of the 20th and 21st Centuries Joe Venutti and David Goloshchekin]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 1, pp. 122–129. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.1.122-129.

Zaytseva M. L., Budagyan R. R. Fol'klornye tendentsii v sovremennom skripichnom iskusstve [Folk Musical Tendencies in Modern Violin Art]. Vestnik slavyanskikh kul'tur [Gazette of Slavic Cultures]. 2019. Vol. 52 (2), pp. 276–295.

Zaytseva M. L., Budagyan R. R., Chekmenev A. I. Traktovka ponyatiy «massovaya kul'tura» v sovremennoy gumanitarnoy nauke [Interpretation of the Concepts of “Mass Culture” in Presentday Humanitarian Sciences]. IKONI / ICONI. 2019. No. 4, pp. 53–60. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.4.053-060.

Krivonogova E. V. Tipologiya opernoy rezhissury: Teatrovedcheskiy aspekt [Typology of Opera Direction: The Theatrical Aspect]. Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka [Theater. Painting. Cinema. Music]. 2017. No. 2, pp. 31–50.

Platonova S. M. Opera «Lolita» Rodiona Shchedrina: ob istorii permskoy postanovki [Rodion Shchedrin’s Opera “Lolita”: About the History of the Perm Production]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 2, pp. 166–175. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.2.166-175.

Portnova T. V. Zhivopisnoe reshenie prostranstva stseny (sveto-tsvetovoe sostoyanie baletnogo spektaklya) [The Scenic Solution of the Stage Space (The Light-Color Condition of the Ballet Performance)]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Successes of Modern Natural Science]. 2011. No. 5, pp. 110–113.

Rogaleva E. A. Epatazh v XX veke: teoriya igry v analize epatazha [Scandal in Art Works in the 20th Century: Game Theory in the Analysis of Scandal]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsiologiya [Gazette of the Samara State University. Sociology]. 2001. No. 3, pp. 37–39.

Sazonova V. A. Meyerkhol'd i ego literaturnoe nasledie [Meyerhold and His Literary Heritage]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta [Gazette of the Tambov State University]. 2015. No. 1 (1), pp. 81–90.

Sidikova Ya. E. Epatazh kak sotsiokul'turnyy fenomen: k postanovke problemy [Scandal as a Sociocultural Phenomenon: Towards a Statement of the Problem]. Sistema tsennostey sovremennogo iskusstva [The System of Values of Contemporary Art]. 2013. No. 32, pp. 244–246.

Sychev A. A. Provokatsiya v istorii iskusstva [Provocation in the History of Art]. Tekhnologos [Technologos]. 2017. No. 4, pp. 15–27.

Tsodokov E. S. Vizualizatsiya opery kak muzykal'nogo proizvedeniya, ili Tipologiya opernoy rezhissury [Visualization of Opera as a Musical Composition, or The Typology of Opera Directing]. OperaNews. URL: https://www.operanews.ru/history55.html (11.06.2020).

Scruton R. A Point of View: The Strangely Enduring Power of Kitsch. BBC News Magazine. 12.12.2014. URL: https://www.bbc.com/news/magazine-30439633 (02.12.2019).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.145-153

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.