О специфике организации сольного скрипичного текста западноевропейского барокко (на примере Партиты № 1 h moll И. С. Баха для скрипки соло)

Irina V. Alexeyeva, Flyura B. Sitdikova

Аннотация


Различные эпохи содержат разные формы музицирования на основе переложения «своего» или «чужого» музыкального текста. В эпоху барокко переложения имели универсальное значение, поскольку отражали генетическую связь исполнительской и композиторской практик. Наблюдая за скрипичными сочинениями и их переложением в дублях, можно проследить за участием скрипки в устных формах ансамблевого и сольного интонирования, поскольку специфика организации сольного тематизма несёт на себе печать единой практики инструментального музицирования. Сравнительный анализ общих по музыкальному материалу танцев и дублей скрипичной Партиты № 1 h moll И. С. Баха акцентирует внимание на универсальных и специфических принципах их нотографической фиксации, а также на процессах миграции и адаптации интонационной лексики.
Не содержащий более поздних редакторских наслоений мобильный авторский текст (уртекст) является достоверным источником. Он открыт для преобразований и адаптации к любым исполнительским составам, жанрам и видам музицирования. В этой связи закономерной становится смысловая многослойность сольного скрипичного текста, выявляющая его генетическую связь с ансамблевой музыкой барокко.

Ключевые слова: скрипичный уртекст барокко, практика музицирования барокко, тематизм, переложения, И. С. Бах, партиты для скрипки соло.


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseeva I. V. Izuchenie strukturnoy organizatsii odno- i mnogogolosnogo teksta kak problema muzykal'noy nauki [The Study of Structural Organization of Monophonic and Polyphonic Musical Texts as an Issue of Musical Scholarship]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 110–117. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.110-117.

Gordeeva E. V. Klavirnye teksty I.-S. Bakha. Praktika muzitsirovaniya epokhi barokko i ee otrazhenie v smyslovykh strukturakh i akusticheskikh obrazakh muzykal'nogo teksta [The Keyboard Musical Texts by Johann Sebastian Bach. The Practice of Making Music in the Baroque Era and its Reflection in the Semantic Structures and Acoustic Images of the Musical Text]. Lambert Academic Publisshing: Saarbrucken, Deutschland, 2015. 220 p.

Morein K. N., Shaymukhametova L. N. Ansamblevoe muzitsirovanie v zerkale zapadnoevropeyskoy zhivopisi XVII–XVIII vekov [Ensemble Music-Making in the Mirror Reflection of 17th and 18th Century Western European Painting]. IKONI / ICONI. 2019. No. 1, pp. 135–140. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.135-140.

Nesterov S. I. Kontseptsiya i problema khudozhestvennoy tselostnosti metatsikla sonat i partit I. S. Bakha dlya skripki solo [The Concept and Issue of Artistic Integrity of the Meta-Cycle of Johann Sebastian Bach’s Sonatas and Partitas for Solo Violin]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii [Cultural Life of the South of Russia]. 2017. No. 4 (67), pp. 144–150.

Sitdikova F. B., Alekseeva I. V. Skripichnyy tekst v sol'nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko [The Violin Musical Text in Solo and Ensemble Compositions of the Western European Baroque Style]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismagilov, 2015. 240 p.

Tret'yachenko V. F. Muzykal'nye uchebnye teksty i ikh rol' v formirovanii osnov skripichnogo ispolnitel'stva [Musical Textbooks and Their Role in Forming the Foundations of Violin Performance]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 181–183.

Shaymukhametova L. N. Polifonicheskie proizvedeniya v forme starinnykh tantsev v usloviyakh ansamblevogo muzitsirovaniya [Contrapuntal Compositions in the Form of Historical Dances in the Conditions of Ensemble Music-Making]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 156–165. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.156-165.

Ratner L. G. Ars Combinatoria: Chance and Choice in Eighteenth-Century Music. Studies in Eighteenth-Century Music: A Tribute to Karl Geiringer on his Seventieth Birthday, 1970. 343 р.

Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.

Yearsley D. Bach and the Meanings of Conterpoint. United Kingdom of NY: University Press Cambridge, 2002. 257 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.027-035

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.