Интонационные элементы Спасовской частушки (к наследию Е. В. Гиппиуса)
Аннотация
Выдающийся российский этномузыколог Евгений Владими-
рович Гиппиус первым обратился к музыке русской частушки
задолго до того, как она стала объектом внимания следую-
щего поколения фольклористов. В статье на примере локаль-
ной частушечной формы «Спасовская» продемонстрирована
методика анализа народной музыки с её многочисленными
вариантами. «Спасовская» опирается на симметричную гар-
моническую формулу S–T–D–T, однако сдвиг напева относи-
тельно наигрыша вносит характерную асимметрию. Напев
и наигрыш исключительно разнообразны. Варианты напева,
будучи сведёнными в вертикаль, дают почти сплошной ряд
«кластеров»; то есть, на любой позиции возможна практиче-
ски любая ступень. Аналогичные «кластеры» дают и вариан-
ты мелодий наигрышей при вертикальной проекции. Ввиду
этого частушку целесообразно рассматривать только по двум
параметрам: общему амбитусу и опорным звукам окончаний
фраз.
Ключевые слова: Е. В. Гиппиус, частушка, русская на-
родная инструментальная музыка
Полный текст:
PDFЛитература
Boyko Yu. E. Chastushka Srednego Urala (napev
i naigrysh) [The Chastushka Songs of the Middle Urals
(Melody and Tune)]. Ekspeditsionnye otkrytiya poslednikh let
[Discoveries from Folk Music Expeditions of Recent Years].
Saint Petersburg, 1996, pp. 115–144.
Gippius E. V. Intonatsionnye elemtenty russkoy
chastushki [Intonation Elements of the Russian Chastushka
Song]. Sovetskiy folklor [Soviet Folklore], 1936, no. 4–5,
pp. 118–142.
Morgenstern U. Die Musik der Skobari. Göttingen, 2007.
s.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.